Огромная очередь и несколько кордонов у входа в Манеж – не помеха на пути к искусству. До открытия выставки “Память поколений” остаётся пять минут, и вот они-то кажутся бесконечно долгими под мокрым снегом.

– Скажите, куда все стоят? – спрашивают две миловидные китаянки, обогнавшие нас с подругами в очереди. Получив ответ, иностранки вежливо кивают и куда-то испаряются. Потом мы уже встречаемся с ними внутри. Девушки ходят с открытыми ртами, подолгу зависая практически у каждого экспоната.

Выставка действительно впечатляет. Да что там – захватывает и увлекает, разворачивая перед зрителями красочное полотно военного времени. Более 100 картин и скульптур советских и современных мастеров из музеев всей страны впервые собраны под одной крышей. Здесь и Юрий Пименов, автор знаменитой картины 30-ых годов “Новая Москва”. В Манеже представлено его военное полотно “Фронтовая дорога”. На обеих картинах женщина сидит за рулем, наверное, одна и та же женщина, но такие похожие и разные по настроению эти два произведения искусства. Не могу отойти от полотна Михаила Кугача “Возвращение”. Солдат, вернувшийся с войны, стоит на берегу реки и смотрит на родную деревню. Залитый солнцем пейзаж, светящаяся река и маленький усталый человек, в котором нет ничего героического, а есть только бесконечная любовь к всему родному. Цветовая палитра и техника, в которой выполнена картина, напоминает произведения итальянцев эпохи Возрождения. Совсем в другом стиле, но не менее впечатляюще выглядит яркая панорама с портретами ветеранов в полный рост. Композиция тянется по стенам всего зала, и посетители снимают ее на видео, чтобы не потерять впечатление. Мне очень нравится образ симпатичной бабушки, которая стоит у березы и смотрит вдаль. Это не Родина-мать, зовущая в бой, а миловидная хрупкая женщина. Только со множеством орденов на груди...

Картины с более лирическими образами перемежаются полотнами, осуждающими жестокость захватчиков. Живые оплакивают погибших и клянутся за них отомстить. Огромные монументальные произведения с батальными сценами соседствуют с небольшими бытовыми зарисовками. Война и в малом, и в большом пространстве, и в старых кинофильмах, отрывки из которых показывают на видеоэкранах.

В небольших залах тесновато, на открытии много народа, но выставка нравится всем. Даже капризному мальчику, который часто попадается мне на глаза.

– Мама, мне скучно, – говорит он матери громким шепотом. Та шикает и тащит его к огромной картине с моряками, приносящими клятву отомстить за погибших товарищей. Мальчик долго смотрит на их впечатляющие фигуры.

– Мама, а кто это? – спрашивает он, не отрывая глаз от картины. Мама начинает рассказывать, но я уже направляюсь к галерее портретов маршалов. Здесь свои разговоры.

– А Рокоссовский симпатичный, – говорит девушка лет 16-ти своей маме. Обе пристально смотрят на его портрет на стене выставочного зала. – А то, – насмотревшись, отвечает мать. Вообще эта выставка рождает у людей огромное желание о ней говорить. Каждый ее экспонат становится объектом для маленьких и больших дискуссий между посетителями на самые разные темы. "Память поколений" - история для потомков, рассказанная красивым языком.

Мы выходим на улицу и делаем прощальное селфи. Позади нас остается афиша выставки, на которой счастливые люди продолжают читать письмо с фронта.