На городских форумах и в соцсетях всё чаще стали появляться сообщения жителей Юго-Востока столицы и Московской области на сильный неприятный запах в воздухе, причиной которого, по их мнению, являются выбросы Московского нефтеперерабатывающего завода в Капотне.

Авторы сообщений – жители Марьино, Люблино, Братеево, Зябликово, Дзержинского, Капотни и других районов.

“В доме с обоих сторон воняет, никуда не деться, – сообщает анонимный пользователь из Братеево. – Вонь ужасная, вызывает тошноту и головокружение. Это факт, уже подтверждённый не одним жителем близлежащих районов”.

“Живу в Братеево с 1986 года, НО таких выбросов МНПЗ никогда не наблюдал (уже на протяжении трех месяцев почти каждый день), даже в "лихие девяностые" народ так не травили..”. – пишет Дмитрий Д.

“Я жил в Марьино с 81 года, теперь в Дзержинске живу. Но такой вони не было никогда”,  – считает Вячеслав Д.

“Практически каждый день у метро Котельники стоит этот мерзкий кислотно-сероводородный запах”, – пишет Ольга С.

В пресс-службе предприятия Metro заверили, что в работе завода изменений, которые могли бы привести к чрезмерным выбросам вредных веществ, не происходило:

 – Московский НПЗ работает в штатном технологическом режиме. Превышений предельно допустимой концентрации на территории и в зоне влияния предприятия не выявлено. С 2011 года на Московском НПЗ проходит комплексная модернизация, благодаря которой на 50% снижено воздействие производства на окружающую среду. В рамках второго этапа модернизации к 2021 году воздействие будет сокращено еще на 50%. Отмечаем, что за последние годы жалобы от жителей района Капотня на качество воздуха снизились кратно.

На заводе также заявили о готовности принимать на своей территории экологов, экспертов, представителей СМИ и просто жителей города, чтобы они могли лично оценить “результаты масштабной экологической модернизации”.

По мнению сопредседателя Союза экологических организаций Андрея Фролова, спасти ситуацию способна не модернизация завода, а его перенос за черту города.

– МНПЗ – это самый грязный объект на территории Москвы. Примерно 20% всех выбросов от стационарных источников приходятся на один этот завод. По уму, такой объект в черте города строить нельзя. Потому что у него санитарная зона должна быть 3 километра. В этих пределах вообще ничего не должно быть. Но Москва себе позволить такого не может. В советское время его построили там, как и более 10 электростанций, для того, чтобы в случае ядерной войны он был под защитой противоракетной обороны. В те времена “факел” горел всё время. Сейчас, чтобы морально не травмировать людей, выбросы производятся, как правило, в ночное время. Вывезти завод – очень дорогое удовольствие, хотя с точки зрения экологии это полное безобразие. И то, что люди чувствуют запах, в любом случае говорит о превышении допустимой концентрации выбросов в воздухе. А модернизировать его так, чтобы он не загрязнял среду, будет стоит дороже самого завода.

В столичном Департаменте природопользования Metro заверили: экологическая ситуация на территориях, прилегающих к заводу, контролируется круглосуточно с помощью семи автоматических станций, и концентрация сероводорода в воздухе за последнее время только уменьшилось. Средний показатель – в 1.8 раза, а максимальный – в 3,1.

При этом, отмечают в ведомстве, накопление загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, во многом зависит от метеоусловий.

– При одинаковой величине выбросов концентрации вредных примесей в зависимости от метеоусловий меняются в несколько раз, – отметили в пресс-службе. – Увеличение концентраций загрязняющих веществ, сопровождающихся неприятными запахами, чаще всего обусловлено не увеличением выбросов предприятий, а неблагоприятными метеорологическими условиями, которые отмечаются порядка 40-50 дней в году. Обращения жителей с жалобами на качество атмосферного воздуха поступают преимущественно именно в такие периоды.

В июле, подчеркнули в Департаменте, преобладали именно такие дни: наблюдался слабый ветер переменных направлений и образование температурных инверсий в приземном слое, препятствующих вертикальному перемешиванию воздуха.