Новости

Сергей Биларин: "Первый рассказ я написал в школе"

Писатель рассказал Metro о том, как выдумывает фантастические миры
Сергей Биларин: "Первый рассказ я написал в школе"
Сергей Биларин. Фото предоставлено Сергеем Билариным
Сергей Биларин. Фото предоставлено Сергеем Билариным
Сергей Биларин. Фото предоставлено Сергеем Билариным
Сергей Биларин. Фото предоставлено Сергеем Билариным
Сергей Биларин. Фото предоставлено Сергеем Билариным1/3

Когда вы поняли, что хотите стать писателем? Как вы начинали, с какими трудностями пришлось столкнуться?
– Я до сих пор не уверен, что хочу стать писателем. Моя основная работа – ведущий корпоративных и частных мероприятий. Пишу я для души. Начал я много лет назад и до сих пор пробиваюсь с трудом. Основные проблемы – продвижение творчества, дистрибьюция. Я не буду жаловаться на то, что читать стали меньше. Или на то, что не покупают бумажные книги. На самом деле, ситуация сложилась такая, что авторов слишком много и зачастую, читатель не знает о том, что существует такой человек как я) Тем более, что моя повесть, которая является основой книги, ориентирована на подростков.

Как вы обычно работаете над рукописью? Где, в каких условиях?
– Сначала я продумываю мир, в котором будет происходить приключение. Я рисую карту, города (если они есть), дороги, персонажей. Книга составляется из разрозненных кусочков, я пишу то из первой главы, то из середины. Например, в Побеждая Мрак действие начинается в разное время в прошлом и настоящем и постепенно повествование сходится в одной точке и далее двигается линейно. Пишу везде, где придут мысли в голову. Часто бывает так, что записываю на смартфон уже в постели, если не могу уснуть, всегда начинаю рассказывать сам себе сказку и так увлекаюсь, что понимаю – надо записать.

Чем вас привлекает жанр фэнтези? Чье творчество в этом жанре вам нравится сегодня, а чье не в вашем вкусе?
– Меня привлекают и фантастика, и фэнтези. У меня есть лекция об истории фантастики и фэнтези, с которой я выступаю в библиотеках. И разница лишь в том, что в фантастике есть научное обоснование фантастического допущения. А в фэнтези по умолчанию возможно все, что захочет автор. Наверное, поэтому фэнтези легко писать – немногие утруждают себя объяснением основ мира, где приключаются герои, в то же время щедро расставляют рояли по кустам.
Мне нравится творчество Дэна Симмонса из зарубежных и Дмитрия Глуховского из отечественных авторов. О том, кто не нравится говорить сложно, ведь о вкусах не спорят. Но могу отметить, что цикл Джона Нормана о тарнсменах меня сильно разочаровал. В основном из-за шовинизма автора.

Как и при каких обстоятельствах у вас возникла идея цикла “Веретено судьбы”?
– Идея появилась довольно давно, около 2000 года, на одном их форумов отаку (фанатов аниме) мы играли в литературную игру на заданную тему. У нас были определены параметры мира и каждый пользователь играл за своего персонажа, описывая его действия и фразы, взаимодействуя с другими игроками и миром. Примерно так и родилось Веретено Судьбы – древний артефакт, управляющий судьбами людей. Ну, а позже, я решил, что негоже пропадать добру и начал потихоньку творить.

Писатели обычно вкладывают в свои произведения много личного. С кем из персонажей “Веретена судьбы” у вас больше общего? Что именно вас объединяет?
– Каждый персонаж в книге несет часть меня. По сути, все что происходит на страницах повести происходит в моей голове. Я говорю сам с собой. Сам задаю вопросы и нахожу на них ответы. Возможно такие, которые стоило найти раньше, когда я был подростком.

Возрастное ограничение книги позволяет её читать детям и подросткам. Чему она может их научить?
– Название книги призывает одержать победу над Мраком. Не только в буквальном смысле, но и в переносном. Я хочу, чтобы читатель понял, что мир не просто черно-белый, вокруг нас много "серых" мест, мыслей. Было бы здорово, если бы дружба и честность помогали по жизни, после того, как книга закрыта.

Какие книги вы сами читали в возрасте 12 лет?
– Благодаря моей маме, которая любит фантастику, я получил доступ к юношеской библиотеке. И я читал твердую научную фантастику, из фэнтези был Хоббит, Урсула Ле Гуин, немного Андрэ Нортон. Я очень любил советскую фантастику, она была немного идеализированной, но очень понятной. На моей полке был также цикл о Стальной Крысе Гарри Гаррисона, Роберт Шекли и Эдмонд Гамильтон. Ах, да я всю библиотеку перечитал, включая запасник. Взрослые удивлялись моему аппетиту к книгам. По факту, мой первый фантастический рассказ я написал в школе на выпускном экзамене. Его читали всей школе, настолько оно было необычным и в тоже время раскрывало тему билета.

В книгу входит повесть и несколько рассказов. С чем вам больше нравится работать – с объемным проектом или более короткими рассказами – и почему?
– Мне нравятся короткие рассказы, за возможность лаконично выразить идею и дать читателю простор для фантазии. В то же время я люблю повести, где можно построить целый мир и объяснять, почему он так работает. Романы пока для меня неизведанное измерение, однако все тайное манит. И у меня уже есть карта этого нового мира в виде набросков и идей для крупной формы.