Новости

Рыси в столичном зоопарке встретят День влюблённых парочкой, а пеликан в одиночестве

Праздник не за горами
Рыси в столичном зоопарке встретят День влюблённых парочкой, а пеликан в одиночестве
Рыси в столичном зоопарке встретят День влюблённых парочкой, а пеликан в одиночестве
Гайка (слева) и Чип (справа). Фото Василий Кузьмичёнок
Гайка (слева)  и Чип (справа). Фото Василий Кузьмичёнок
Младший, годовалый котёнок Чипа и Гайки. Фото Василий Кузьмичёнок
Младший, годовалый котёнок Чипа и Гайки. Фото Василий Кузьмичёнок
Младший, годовалый котёнок Чипа и Гайки. Фото Василий Кузьмичёнок
Пеликан Матвей – воплощение одиночества. Фото Василий Кузьмичёнок
Пеликан Матвей – воплощение одиночества. Фото Василий Кузьмичёнок
Гайка (слева) и Чип (справа). Фото Василий Кузьмичёнок1/6

Среди животных, как и среди людей, есть те, кто будет отмечать День всех влюблённых, и те, для кого это не праздник вовсе, в том числе и в Московском зоопарке. Здесь ко Дню святого Валентина готовится парочка рысей, влюбившихся и создавших семью вопреки своей природе, а игнорировать его собирается первый плод пеликаньей любви.

Любовь, над которой не властны инстинкты

Этой истории любви больше десяти лет. Евразийских рысей Чипа и Гайку привезли в 2009 году из других зоопарков. Обоим было по годику. По меркам рысей, у которых половое созревание наступает к трём годам, это котята. Однако уже тогда Чип не смог сопротивляться своим чувствам.

– Он стал на Гайку садки (имитация спаривания) делать, что вообще ненормально, – вспоминает учёный секретарь зоопарка Роман Аношин. – И поскольку это было не совсем то, что нам надо, пришлось их расселить.

Тем более что на дальнейшее развитие отношений между большими кошками всё равно никто не рассчитывал: в природе рыси встречаются только на период гона, чтобы создать потомство, и сразу расходятся.

– Они большие индивидуалисты, – говорит Роман. – Живут в самых глухих хвойных лесах, где устраивают логово в наиболее удалённых местах, и у каждой рыси, как правило, достаточно обширная индивидуальная территория – от 10 до 30 тысяч гектаров. Это их охотничий участок, на котором они не терпят совершенно никакой конкуренции.

Тем не менее расстояние не стало преградой для Чипа и Гайки.

– Они подросли и стали общаться через сетку, и видно было, что симпатизируют друг другу, – рассказал наш собеседник. – Поэтому киперы решили попробовать свести их, но были готовы в любой момент рассадить. Но, слава богу, всё сложилось хорошо. Началась семейная жизнь. У них много детей – потомство появлялось каждый год начиная с 2015-го.

Сейчас с родителями живут трое младших котят. На семью выделили четыре объединённых вольера. Дети играют вместе, а вот родители выбрали себе места в крайних "комнатах": держат дистанцию, сохраняют страсть.

– У них всё очень хорошо. Не ругаются. Бывает, что один подходит, хочет обнюхать, "пободаться" лбами, как они обычно выражают симпатию, а другой не в настроении. И тот, чтобы не нарываться, просто уходит.

С середины февраля у рысей начнётся весна и они включат режим "мартовских котиков", поэтому шансы посетителей зоопарка застать Чипа и Гайку вместе, милующимися и бодающимися, увеличатся.

Пеликан Матвей считает себя человеком

Пеликаны живут в Московском зоопарке с самого его основания, но до 2012 года не размножались. Причиной тому был очень нервный переезд каждую осень.

– Раньше летний вольер и зимнее помещение находились далеко друг от друга, – рассказывает Роман Аношин, – и, чтобы переселить птиц, сотрудники просто отлавливали их, брали в руки и относили. А для них это колоссальный стресс. Несколько дней после этого они не ели, и вообще им было не до размножения.

Но потом зимнюю и летнюю территории объединили: дача теперь находится как бы "на дворе" зимней резиденции. И пеликаны стали отправляться туда сами, пешком, лишь немного подгоняемые зоологами. Эффект получился мгновенным.

– Никто не ожидал, но все очень надеялись, и вот они начали собирать прутья от мётел и вить гнёзда, – вспоминает наш эксперт. – Первые яйца – как величайшую драгоценность – мы у них забрали и поместили в инкубатор. Вывелся один-единственный птенец – кудрявый пеликан, которого выкормили вручную. Он получился совершенно громадный, гораздо больше всех остальных. Зовут его Матвей.

Сейчас Матвею восемь лет, он жив и здоров, но День влюблённых точно не его праздник.

– Проблема заключается в том, что, когда птицу выкармливают вручную, происходит так называемый импринтинг на человека. Это значит, что он считает себя человеком (ведь это первый, кого он увидел в жизни) и совершенно не представляет, как ухаживать за "девушкой" своего вида. Сначала он к людям тяготел, а теперь вообще сам построил гнездо на полке в зимнем вольере и сам на него сел. "А что дальше, – говорит, – я не знаю".

После случая с Матвеем орнитологи делают всё, чтобы юные пеликаны понимали, что они птицы, а не люди:

– Первые два года мы яйца продолжали забирать, но с птенцами старались контактировать меньше. А теперь они уже сами выводят.

Сейчас в пеликаньей стае  два птенца. Жизнь вокруг них кипит: взрослые кормят и греют покрытых пушком малышей, практически не отходят от них. Все, кроме Матвея. Он восседает в гордом одиночестве на своей полке в дальнем углу вольера, смотрит в пол и только изредка лениво шевелит крыльями. Изгой, не иначе.

– Ну, с его точки зрения, изгои все остальные, – улыбается Роман. – Он считает себя самым умным, а их всех презирает. Скорее всего, так и проживёт всю жизнь один.

40 лет может прожить пеликан в условиях зоопарка.