Корреспондент Metro спустилась в самый глубокий котлован в стране и понаблюдала за процессом строительства Большой кольцевой линии метро.

– Этот котлован экспериментальный, нигде в России таких больше нет, – говорит мне начальник строительно-монтажного участка № 4 Константин Гладков, пока мы идём по строительной площадке, находящейся между строящимися станциями БКЛ "Стромынка" и "Ржевская". – Отсюда мы запускаем тоннелепроходческие щиты, здесь же их принимаем. Ну что, готовы спуститься вниз?

Добраться до "подземного царства" метростроевцев можно двумя способами: на лифте и по лестнице. Нам повезло: погода была солнечной и безветренной, поэтому лифтёр открыл перед нами дверь в полутёмную кабинку без окон.

– Обычно котлованы делают квадратной или прямо­угольной формы и из других материалов, – продолжает объяснять Константин, когда мы выходим из дребезжащей после "приземления" кабины. – Но здесь мало места: рядом ТТК, депо и ж/д. Поэтому решили сделать его круглым. Построили за год. Сейчас здесь кипит жизнь: "Елена" и "Инна" работают.

Именно так зовут тоннелепроходческие щиты, которые прокладывают путь до Савёловских тупиков со скоростью 22 миллиметра в минуту. Лидирует "Елена": от котлована она отдалилась уже на 1500 метров!

– Хотите посмотреть на "бадью"?

– А что это?

– Вставайте на эту платформу и всё увидите. Только она уедет в тоннель, когда "бадья" приедет. Нужно успеть вовремя спрыгнуть!

"Бадья" оказалась небольшим составом из пяти вагонов, который вывозит грунт, выкопанный щитом. С помощью крана контейнеры с породой поднимают наверх, а оттуда увозят на полигон в Электроугли.

– Когда строительные работы в котловане завершатся, здесь будет подстанция энергообеспечения будущей станции БКЛ "Рижская", – объяснил Константин, снимая меня с платформы, тут же умчавшейся в туннель. – Именно так будет называться "Ржевская", когда БКЛ откроют.

46 метров – такова глубина монтажно-демонтажной камеры между станциями БКЛ "Стромынка" и "Ржевская". Именно так официально называется самый глубокий котлован в России.