Как нас дурят в соцсетях и почему мы верим лживой информации, объясняет книга "Максимальный репост", презентованная на Московской международной книжной выставке-ярмарке

"Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!" – эти пушкинские строки могут служить невольным лозунгом пользователей социальных сетей. Фальшивые новости, так называемые fake news, в последнее время захватили Интернет. В чём корень проблемы, подробно рассказывает "Максимальный репост".

Книга привлекает уже своей обложкой. На ней двуногий верблюд – герой популярного инстаграм-канала Wildviewing. Подпись к опубликованной там фотографии гласила, что животное, наступив на противопехотную мину, лишилось задних конечностей. Хирурги сохранили бедняге жизнь, тот научился ходить на двух ногах и прибился к группе страусов, которые приняли его за своего. Трогательная картинка собрала 78 тысяч лайков. Но вскоре разоблачители с сайта Snopes.com нашли оригинал снимка, где ног у верблюда четыре. Сразу стало понятно: нашумевшее изображение – результат фотошопа.

– Здесь налицо все ингредиенты фальшивой новости, – рассказал Metro автор книги, научный журналист Борислав Козловский. – Нам неважно "гуглить" этого верблюда в поисках правды. Картинкам мы верим гораздо охотнее, чем тексту, не говоря уже о видео. Достаточно придумать легенду, которая всем понравится, и люди мгновенно примут её, даже если та не до конца совпадает с иллюстрацией.

По словам Козловского, больше всего фейков возникает в сфере политики, в информации о чрезвычайных происшествиях. Классические примеры – президентские выборы в США в 2016 году, катастрофа малайзийского "боинга" на Донбассе в 2014-м. В обоих случаях фальшивые новости появлялись на страницах ведущих СМИ, причём выдавались за абсолютно легитимные. Тема здоровья тоже невероятно популярна. В Интернете много заметок о том, что нас травят вредной пищей, а прививки крайне ядовиты. Где правда, а где ложь, разберётся далеко не каждый.

"Борьба с фальшивыми новостями – способ привлечь к ним дополнительное внимание".
Борислав Козловский, научный журналист

Как показывают исследования, топ-20 псевдоновостей за день уже собирают больше лайков и перепостов, чем статьи CNN, New York Times и прочих авторитетных источников. Такой масштаб стал возможен только в последние пару лет благодаря соцсетям.

– У сайтов с популярными фейками бешеная аудитория и солидные рекламные контракты, – говорит Козловский. – Это выгоднее, чем крутить порнографию. До сих пор в Уголовном кодексе большинства стран нет статьи, по которой вас посадят за фальшивые новости. Значит ли всё это, что соцсети – зло? В той же степени, в какой и всеобщая грамотность.


Как вычислить фейк: рецепты Козловского

1. Надо проверять источники, спрашивать себя, откуда неизвестный сайт узнал информацию, если ведущие газеты молчат?

2. Необходимо задаться и другим вопросом: где сайт взял те многочисленные подробности, которые меня тронули?

3. Наконец, вопрос третий: не сделана ли эта новость таким образом специально, чтобы меня взволновать и я её перепостил не думая?