Новости

"Преград не заметил": как курьер за 1,5 года стал начальником

Курьер построил серьёзную карьеру
"Преград не заметил": как курьер за 1,5 года стал начальником
Сейчас Шерзод супервайзер – руководитель десяти Лавок в Москве. Фото Василий Кузьмичёнок
Сейчас Шерзод супервайзер – руководитель десяти Лавок в Москве. Фото Василий Кузьмичёнок
Шерзод уверен, что курьер, выполняющий доставки из  Яндекс.Лавки, сможет, как и он, зарабатывать по три тысячи в день и сегодня.
Шерзод уверен, что курьер, выполняющий доставки из  Яндекс.Лавки, сможет, как и он, зарабатывать по три тысячи в день и сегодня.
Сейчас Шерзод супервайзер – руководитель десяти Лавок в Москве. Фото Василий Кузьмичёнок1/3

По данным SuperJob, спрос на курьеров за 2021 год вырос в 4 раза по сравнению с 2020-м. Но большая часть москвичей всё ещё считает доставку продуктов лишь вариантом временной подработки. Может ли курьер построить серьёзную карьеру? Как мы выяснили, да!

При слове "даркстор" на ум приходит тёмное и тихое помещение, но в Яндекс.Лавке всё наоборот: здесь светло и чисто, полки заполнены продуктами, а в дверь постоянно звонят и заходят курьеры – они приходят за заказами.

– Мне всегда было интересно, как устроены продажи, – говорит Шерзод, беря с полки дыню и взвешивая её в руке. – Мне нравится смотреть на процесс продаж, изучать его изнутри. Поэтому я здесь.

Шерзоду 26 лет. Полтора года назад он начал выполнять доставки из Яндекс.Лавки. Сейчас он супервайзер – руководитель десяти Лавок в Москве. Мы поговорили с ним о том, что мотивирует работника Лавки больше, чем деньги, почему руководитель должен быть немного психологом, а главное – как построить жизнь и карьеру, чтобы быть счастливым.

Быть курьером и желанным гостем

–  Я работал шеф-поваром в ресторане, – рассказывает Шерзод. – Когда был карантин, он закрылся, но мне нужно было обеспечивать семью. Я решил пойти в курьеры. Выбрал Яндекс, потому что для меня это с детства – лейбл, известное имя. Моё доверие оправдалось на сто процентов: выплаты поступали вовремя, что было особенно важно в нестабильное время карантина. Было ли скучно работать курьером? Нет! Когда я приезжал к клиентам, они радовались мне как гостю:  наконец-то живого человека увидели, который им ещё и еду принёс! Моя зарплата напрямую зависела от того, сколько я работаю. Я выполнял по 30–33 заказа в день –  кажется, это много, но для велокурьера приемлемо.

Карантин завершился, но Шерзод уверен, что курьер, выполняющий доставки из  Яндекс.Лавки, сможет, как и он, зарабатывать по три тысячи в день и сегодня.

– Уровень загруженности колеблется каждый день и зависит от ряда факторов, например дня недели или погоды, – объясняет Шерзод. –  Но никогда нет такого, что курьер сидит без заказов. Более того, сейчас активно открываются новые Лавки, туда нужны люди.

По словам Шерзода, у него никогда не было проблем или конфликтов с клиентами.

– Самым сложным, – вспоминает он, – было разобраться в работе навигатора и отслеживать все комментарии от клиента. Но и это со временем нарабатывается. К тому же у новенького курьера всегда есть поддержка коллег, они помогают ему.

Быть кладовщиком – и не забывать про "Орбит"

– Курьер может выбрать любую Лавку и доставлять заказы из неё, – продолжает Шерзод. –  Это очень удобно, потому что ты можешь работать в своём районе и не тратить много времени на дорогу. Я работал на Большой Конюшковской и познакомился там со всеми. В каждой Лавке дружный коллектив. Директора, курьеры – все общаются друг с другом свободно. Это одна большая семья. И вот однажды директор приходит ко мне и говорит: "Давай к нам в команду". Так я стал кладовщиком.

Для наших клиентов сборка заказа выглядит просто: нажал на кнопочку – и готово. Но чтобы у клиента всё было быстро и легко, у нас должна быть отлажена чёткая схема работы. Идут разные поставки, нужно быстро всё рассортировать по ячейкам, вовремя успеть принять заказ, собрать его, упаковать. Химия отдельно, готовая еда отдельно, с этим очень строго. И не забыть какой-нибудь мелкий товар вроде "Орбита".

Главный враг кладовщика – это скука, но мне не было скучно. Для меня всё было в новинку, я больше узнал о том, как работают продажи.

А ещё тогда, после моего повышения, мне стало интересно, чего я добьюсь, что будет дальше. Есть ли какие-то преграды?

Я их не заметил. Я считаю, что все препятствия у человека в голове. Я верил, что у меня под рукой все инструменты для успеха, нужно только ими воспользоваться.

Быть директором, но говорить как друг

Кладовщиком я был недолго, – вспоминает Шерзод, – очень быстро стал заместителем директора, потому что не боюсь ответственности. Через четыре месяца меня перевели на должность директора.

Здесь важно чётко контролировать все процессы и быть дисциплинированным. Но главная черта для этой должности – коммуникабельность. Я был директором первой Лавки в России. Я со всеми общался: и с кладовщиками, и с курьерами, и с клиентами, спрашивал,  что нравится, что улучшить. Директор, чтобы управлять людьми, должен понимать их. Важно уметь говорить не как начальник, а как друг.

Когда я стал директором, в Лавке не хватало нескольких кладовщиков. Это было вызовом для меня: мне нужно было замотивировать ребят и оперативно найти новых, чтобы всему обучить. Это была сильная встряска. Но я справился!

"В Лавке все помогают друг другу, подсказывают, объясняют. Это важно: деньги не мотивируют так, как живое общение".

Шерзод Мукамаров, супервайзер

Быть супервайзером – и заработать на дом

Супервайзер – руководитель группы дарксторов, чья задача, как пояснил Шерзод, управлять директорами.

– Как я стал супервайзером? – вспоминает Шерзод. – Я был директором, пришёл мой начальник, поставил мне ряд задач, я их выполнил. И меня повысили. Это звучит очень просто, но это действительно работает так.

Я работаю не ради денег – мне всё ещё интересно. Рынок непредсказуем, но постигать его законы – самое любопытное для меня.

Что самое сложное в должности супервайзера? Пока всё! Я занял эту должность в мае 2021 года и до сих пор всему учусь. Но я учусь быстро. Яндекс помогает мне – он устраивает тренинги, и другие супервайзеры охотно делятся информацией.
Шерзод добавляет, что является не только супервайзером Яндекс.Лавок, но и клиентом, который каждый день покупает здесь что-то для своего хобби.

– Я обожаю готовить, – улыбается Шерзод, – всё, что связано с грилем: я даже участвовал в гриль-батлах в Подмосковье и побеждал. Обожаю стейки, люблю выбирать мясо, делать самую разную прожарку.  Готовлю для себя и своей любимой жены.

Точную сумму своей зарплаты Шерзод называть отказывается, но говорит, что ему хватает на то, чтобы радовать любимую супругу путешествиями и откладывать деньги на свою мечту: покупку собственного дома.

– Раньше, когда я был курьером, – признаётся Шерзод, – я мог тратить деньги на развлечения, клубы и рестораны. Но сейчас предпочитаю распоряжаться деньгами более рационально.

После рассказа Шерзода кажется, что достичь всего реально и отчасти просто. Но это не совсем так.

– Важна заинтересованность, – говорит он. –  Всегда есть те, кто приходит на подработку, и они, возможно, не хотят идти дальше. У всех разные цели. Но часто человека можно замотивировать на работу, узнать, чего он хочет, и предложить ему это.