"Стояночный тормоз установлен, перед винтом свободно, запускаем!" – слышу команду второго пилота в наушниках. Почему второго? Потому что первый пилот сегодня – это я, и через несколько минут мне предстоит самостоятельно (но под контролем инструктора) поднять небольшой двухместный самолёт в небо.

Впервые с малой авиацией я познакомилась в 2013 году. Тогда друг сказал: "Я знаю, тебе это понравится, поехали". И привёз меня на аэродром. Первый полёт был экстремальным: подняв судно в воздух и объяснив, что делать с ручкой управления, пилот достал пакет с семечками, полностью (как мне тогда показалось) отпустил управление и сказал: "Видишь эту реку? Лети по руслу, а я сегодня ещё не обедал". И я полетела.

С тех пор с часами налёта росли и навыки управления. Летала пару раз в год, так и не став курсантом. Но ни разу за шесть лет я не могла решиться на самостоятельный взлёт.

"К взлёту готов",  – раздаётся в наушниках голос Влада Мезенцева, в прошлом военного лётчика, пилота-инструктора и моего сегодняшнего проводника в небо. "Взлёт разрешаю", – через пару секунд отвечает диспетчер. Времени испугаться или растеряться нет, левая рука сама давит на газ. 50, 60, 70 километров в час… 80, и я с подстраховкой инструктора тяну ручку управления на себя. Ну вот мы и в воздухе.  Обрадоваться не успеваю: Влад выполняет обещание "дать жару в небе", перехватывает управление и земля уходит из виду. Даа… кажется, он вспомнил своё военное прошлое.

– Ты отлично ловишь траекторию, – хвалит меня Влад после того, как я самостоятельно делаю несколько поворотов, ориентируясь на петляющее где-то под нами шоссе.
– Я давно не летала, случайно вышло, – скромничаю я.
– Ну не зря говорят, что навыки не пропьёшь, – смеётся инструктор и уводит самолёт в вираж.

Хочу заснять, но телефон становится непривычно тяжёлым. Как потом объяснил Влад, это из-за положительной перегрузки. Ну что, впереди – заход на посадку.
– Готова? Давай вместе.
– Вы серьёзно? – удивляюсь я, ведь самостоятельно сажать самолёт разрешают только курсантам.
– Ты выполняешь заход на полосу, как отрабатывали, а посадку делаем вместе, ок?
Шасси ещё не коснулось полосы, а мне уже хочется снова в небо. Кажется, пора собирать документы для лётной школы.

"Самое сложное – это посадка. Если курсант осваивает посадку, можно считать, что он научился летать".
Влад Мезенцев,
пилот-инструктор лётной школы  Aero region training

Как стать частным пилотом*

  • Пройти врачебно-лётную экспертную комиссию (ВЛЭК), предварительно собрав справки из районных диспансеров.
  • Приехать в одну из лётных школ с паспортом, заявлением и справкой о прохождении медкомиссии. В Москве и Подмосковье их несколько: Aero region training, "Небосвод-Авиа", "Аэромаг" и "С7 Тренинг".
  • Пройти курс теоретической подготовки. В Aero region training, например, занятия проходят в Москве каждый день, кроме воскресенья, с 19:00 до 22:00. Обучение длится 2,5 месяца, в течение которых курсанты сдают экзамены по каждому предмету.
  •  Пройти подготовку на авиатренажёре – около 7 часов.
  • Налетать 40 часов в воздухе: освоить основные элементы полёта (руление, взлёт, посадка, ведение радиообмена) и пройти подготовку по действиям в аварийных ситуациях в полёте. Программой предусмотрены и самостоятельные полёты без инструктора (после 15 часов налёта и когда курсант к этому действительно готов). Затем будущие пилоты осваивают навигацию, учатся летать по маршрутам с одного аэродрома на другой. В конце программы – экзаменационный полёт.
  • Далее авиационный центр готовит документы для предоставления в Росавиацию. Там же необходимо пройти теоретическое тестирование, после чего в руках курсанта наконец-то окажется удостоверение частного пилота.
  • Стоимость обучения – от 700 тысяч рублей. Можно в рассрочку. Цена разового полёта – от 5000 рублей.

*частный пилот не может осуществлять коммерческие перевозки и работать лётчиком в авиакомпании, но может купить или взять в аренду самолёт для личного пользования