Москва выпустила первые в России "зелёные" государственные облигации. Вырученные средства пойдут на реализацию городских экологических проектов

Появление "зелёных" облигаций на российском рынке – долгожданное событие. На западном рынке этот инструмент пользуется популярностью уже довольно давно.

История вопроса
Точкой запуска "зелёных" облигаций принято считать 2007 год, когда они впервые были выпущены Европейским инвестиционным банком для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии на сумму 600 млн евро. Толчком для создания рынка послужил запрос со стороны пенсионных фондов стран Скандинавии на более осознанный подход к инвестированию.
С тех пор этот финансовый инструмент стал активно использоваться. Международная организация Climate Bonds Initiative (CBI) сообщает, что мировой рынок "зелёного финансирования" уже достиг 1,002 трлн долл. По расчётам CBI, за 13 лет, прошедших с 2007 года, среднегодовые темпы роста составили примерно 95%.
На сегодняшний день первое место по выпуску экологических облигаций с объёмом в 211,7 млрд долл. занимают США, на втором месте расположился Китай (127,3 млрд долл.), за ними следуют Франция (115,6 млрд долл.), Германия (78,3 млрд долл.) и Нидерланды (52,1 млрд долл.), сообщает портал climatebonds.net.


Чтобы быть в курсе

Что такое облигации и чем они отличаются от акций?
Главная разница между акциями и облигациями в том, что акция – это долевой инструмент, а облигация – долговой. То есть, покупая акцию, вы получаете долю в бизнесе компании, а значит, имеете право участвовать в управлении и получать доход от её деятельности. Правда, если акций мало, ваша роль в управлении решающей не будет, но, если компания получает прибыль, её акционеру будут выплачиваться дивиденды. Владельцы облигаций же приравниваются к кредиторам. Они просто дают в долг эмитенту, который её выпустил. В результате их выгода – в получении гарантированного дохода (купона).

Почему они "зелёные"?
Всё дело в объектах, на которые будут потрачены деньги, полученные от размещения. Это один из инструментов финансирования экологических проектов: такие облигации позволяют привлекать целевые средства на создание и развитие инициатив и проектов, связанных с минимизацией технологического вреда окружающей среде и внедрением инновационных разработок.


А что у нас?
В нашей стране долго ждали появления региональных "зелёных" облигаций. И первым субъектом, выпустившим такие ценные бумаги, стала именно Москва.


Опыт городов и стран, выпускающих такие облигации, доказывает, что есть мировая тенденция привлекать средства для реализации экологических проектов и целей устойчивого развития. За счёт полученных от размещения "зелёных" облигаций средств Москва будет финансировать строительство Большой кольцевой линии метрополитена и продолжит замену городского автобусного парка электробусами. Это позволит серьёзно сократить выбросы загрязняющих веществ и парникового газа в столице, а значит – позитивно повлияет на экологическую обстановку в городе и на здоровье москвичей.

Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений


– Российская столица традиционно показывает передовую практику, принимая такие инновационные решения. Рейтинговые агентства, ВЭБ.РФ, который определён как методологический центр по развитию этой инфраструктуры, и, собственно, международные рейтинговые агентства объединились и на основе принципов в сфере "зелёного финансирования" подготовили финансовый инструмент, который безусловно поддерживается, – говорит Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития МИРБИС, старший преподаватель Базовой кафедры ФАС России РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Отдельно радуют экологические проекты, для реализации которых привлекаются средства "зелёного" займа. Это тема электробусов, уже доказавших свою эффективность, и, конечно, снижение негативного влияния на окружающую среду в Москве. Очень важно, что создаётся современная инфраструктура. Равно как и важна тема развития метро, которая также работает на снижение экологической нагрузки.
Выпуск "зелёных" облигаций Москвы полностью совпадает со стратегией развития города как устойчивого и экологически эффективного.
Согласно официальному пресс-релизу мэрии Москвы, объём выпуска ценных бумаг составит 70 млрд рублей, а номинал облигаций – 1000 рублей, то есть приобрести их могут и юридические лица, и простые горожане.
– Тот факт, что на входе минимальная цена облигации составляет всего 1000 рублей, говорит о том, что они доступны не только для крупных инвесторов, но и для населения. Надеемся, что это позволит правительству Москвы привлечь как можно больше инвесторов и вовлечь в экологические проекты самих москвичей, то есть популяризировать саму тематику и такого финансового инструмента, и возможности влиять на экологическую повестку города, – говорит Metro Светлана Герасимова.
Облигации будут иметь 14 купонных периодов длительностью 182 дня каждый. Первая дата выплаты дохода – 25 ноября 2021 года.

В чём же смысл покупки таких облигаций?
– Прежде всего, это хорошая возможность, вложившись однажды, регулярно, раз в полгода, получать свои проценты, но не только, – объясняет Светлана Бик, руководитель проекта "Инфраструктура и финансы устойчивого развития" www.infragreen.ru. – Главное – это то, что в последнее время человечество изменилось, поняло, что хозяйствовать на земле надо осторожно. Недаром всё больше волонтёров принимают участие в разнообразных экологических акциях. И, приобретая такие бумаги, люди осознанно совершают действия, направленные на защиту окружающей среды. Получается чистое и ответственное инвестирование, направленное на то, чтобы принести пользу планете, а не получить доходность любой ценой.

Как можно приобрести?
Купить облигации несложно – так же, как и облигации предыдущего выпуска, они размещены на Московской бирже. Приобрести бумаги, воспользовавшись услугами брокеров, смогут российские и иностранные инвесторы, управляющие компании, трейдеры и частные лица.


Четыре причины приобрести "зелёные" облигации

Светлана Бик, руководитель проекта "Инфраструктура и финансы устойчивого развития" www.infragreen.ru, Центра компетенций и зелёной экспертизы INFRAGREEN, рассказала Metro, для чего стоит приобретать "зелёные" ценные бумаги

1. Очень надёжный заёмщик
Москва, как эмитент, супернадёжна. Во всех случаях, когда город выпускал облигации, он не пропустил ни одного платежа. Поэтому каждый человек, решившийся на покупку этих ценных бумаг, может быть уверен в своём будущем. К тому же, согласно данным Национального рейтингового агентства, в рамках оценки инвестиционной привлекательности регионов "Россия-2020" Москва занимает 1-е место.

2. Вырученные от покупки средства помогут экологии нашего города
Средства, полученные от размещения "зелёных" облигаций, Правительство Москвы будет направлять на финансирование или рефинансирование городских экологических проектов в целях снижения выбросов загрязняющих веществ и парникового газа (СО2) от автотранспорта. При этом процесс будет максимально прозрачным. Москва будет ежегодно готовить, оценивать и публиковать отчёты об использовании средств от облигаций.

3. Облигации научат вас разбираться в ценных бумагах
Инвестиции в облигации – один из вариантов получения пассивного дохода. Данным ценным бумагам свойственна меньшая доходность по сравнению с акциями, но большая надёжность. На их приобретении, по мнению аналитиков, новичкам можно учиться правилам инвестирования на рынке. Рискованные инвестиции – для профессионалов. Пробовать же свои силы лучше с более надёжных инструментов.

4. Вы будете копить, а не брать в долг или тратить
Облигации дают возможность сохранять накопления, одновременно делая так, чтобы они приносили доход. Размер выплат по "зелёным" облигациям будет установлен по итогам торгов в ходе размещения. Напомним, облигации имеют 14 купонных периодов длительностью 182 дня каждый. Первая дата выплаты купонного дохода – 25 ноября 2021 года.


А они и правда "зелёные"?
Люди, решившиеся на приобретение облигаций, могут быть уверены в том, что вложенные ими суммы пойдут на развитие "зелёной" инфраструктуры.
Выпуск данных ценных бумаг соответствует принципам "зелёных" облигаций 2018 (Green Bond Principles 2018) Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), а также Методическим рекомендациям по развитию инвестиционной деятельности в сфере зелёного финансирования в Российской Федерации, разработанным ВЭБ.РФ. Это соответствие было подтверждено независимой организацией – рейтинговым агентством "Эксперт РА". ICMA включила "зелёные" облигации Москвы в реестр облигаций устойчивого развития. При этом ранее эксперты комитета по зелёному финансированию ВЭБ.РФ признали 74-й выпуск облигаций города Москвы "зелёным" финансовым инструментом по методологии, разработанной российской государственной корпорацией развития.


Кредитные рейтинги Москвы достаточно высокие, на уровне "Стабильный" и "Позитивный". Это хорошее подтверждение того, что обязательства по облигациям будут полностью выполнены.

 

Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития МИРБИС, старший преподаватель Базовой кафедры ФАС России РЭУ им. Г. В. Плеханова

 


Вопросы эксперту

Нойрар Блудян, директор ассоциации содействия развитию транспортной отрасли "Транспортная Ассоциация Московской Агломерации", зав. кафедрой "Автомобильные перевозки" МАДИ

Для чего в столице стоит развивать систему экологичного транспорта?

Для крупных городов развитие экологичной транспортной инфраструктуры имеет первостепенное значение. Это международный тренд, который установился в обществе навсегда, обратной дороги нет. Поэтому неудивительно, что Москва развивает эту идею. На данный момент в городе используется более 600 электробусов, это самое большое количество в мире, не считая Китая. Вскоре, как я полагаю, на дорогах должны появиться электрические такси, каршеринг, со временем таким станет и личный автотранспорт.

Строительство БКЛ можно назвать экологичным проектом?

Конечно. Большая кольцевая линия метро после окончания своего строительства поможет создать в городе новые системы мобильности, послужит тому, что всё больше автолюбителей будут отказываться от личных автомобилей. А это, в свою очередь, будет иметь положительное воздействие на экологию города. Когда мы открывали МЦК, то эксперты говорили о важности этого проекта. Большая кольцевая линия метро – такой же важный проект, но находящийся под землёй. Я уверен, что благодаря ему произойдёт трансформация системы передвижения.