В музее "Гараж" открылась Триеннале российского современного искусства – пожалуй, самая масштабная московская выставка после периода самоизоляции.

Гигантский аэростат, подвешенный к потолку, старенький пазик с киноэкраном на полсалона, ванна, обклеенная комиксами, картины, "посаженные" в самой настоящей теплице вперемешку с луком... Экспонаты здесь соревнуются не только в масштабах, но и в глубине смыслов. Многие из них интерактивны, призывают нажать на клавишу, чтобы заставить танцевать забавные фигуры, похожие на снеговиков, или просят бесплатно взять симпатичный значок. Какие-то  инсталляции даже сложно разглядеть, ведь они выставлены в тёмной-тёмной комнате и приглашают посетителя погрузиться в медитацию.

Есть здесь даже зал 18+ с пикантными зарисовками и снимками, а также заполнившим всю стену романтическим стихотворением весьма смелого содержания (процитировать даже пару строк нам не позволит цензура). Некоторые художники посвятили свои творения самым актуальным событиям. Вот космонавт Валентина Терешкова строго смотрит на нас с обычного носового платка. По соседству Владимир Путин в защитном костюме спасает страну от эпидемии.

Работа "Молельщики и герои" цепляет взгляд больше остальных. Она изображает 1104 человеческие фигуры, застывшие в молитве. Все они сделаны вручную из хлебного мякиша московским художником Андреем Кузькиным. Таким образом он отдаёт дань трагической истории страны.   

–Я посвятил работу противоестественным страданиям человека, в том числе во времена ГУЛАГа, – рассказал  Кузькин Metro. – Число 1104 ничего не означает, мне важно было добиться объёма. Работу я создавал в течение трёх лет, из двух буханок получалось три фигурки. Все они с мольбой обращаются к зрителю: верхние смотрят вниз, центральные – прямо, а нижние – вверх.

Инсталляцию окружают шесть больших бюстов, символизирующих героев. Их головы политы кровью самого автора.

– Вся наша история и культура пронизаны жертвенностью, – объясняет он. – Большинство людей готовы были терпеть несправедливость, страдать и молить о спасении бога или царя. Но были и непокорные. Они уничтожались государственной машиной, но позже заслужили место на пьедестале, были героизированы.    


75 художников и организаций со всей России стали участниками триеннале.