Новости

О карантине напомнят кирпичи, шалаш и икона: в Москве открылся "Музей самоизоляции"

Выставка будет работать до 5 апреля
О карантине напомнят кирпичи, шалаш и икона: в Москве открылся "Музей самоизоляции"
Защитный комбинезон, велосипед, жёлтая стойка с антисептиком стали привычными атрибутами пандемийного периода. Фото Василий Кузьмичёнок

Ещё год назад, увидев эти экспонаты, вы бы не поняли, что к чему. Да и сейчас зачастую приходится искать объяснение в тексте на стене. Душевые лейки, прикреплённые к решётке, плюшевый котёнок в ящике, гамак, шалаш, генератор горячего тумана – о чём это вообще? Отвечаем: о самоизоляции.

– Проект родился прошлым летом, – рассказывает гендиректор Музея Москвы Анна Трапкова. – Мы попросили горожан поделиться историями об изоляции или предметами, которые ассоциируются с ней. Получился многогранный рассказ об уникальном опыте, который все мы пережили в 2020 году.

Художник Татьяна Яновская запечатлела этот опыт, создав копию иконы "Спасение народа римского".

– Москву называют Третьим Римом, – объясняет она. – Во время пандемии мне захотелось, чтобы у москвичей, как и у римлян, был образ Божьей Матери, к которой можно обратиться за помощью.

Работа девушки с творческим псевдонимом Лиза, напоминающая туристскую палатку, занимает четверть зала.

– В начале изоляции мы от скуки построили шалаш посреди гостиной и провели в нём два месяца, – говорит молодая художница. – Это лучшее место для бесконечных зумов и "Нетфликса", символ карантина.

Андрей Сяйлев для своей работы приспособил десяток кирпичей, нанеся на их поверхность яркие высказывания из соцсетей:

"Из мусорного ведра завоняло! У меня нет коронавируса!", "Из слова "карантин" можно составить не только слова "кара", "рана" и "тиран", но и приставку анти- ко всем этим словам". Кирпич, по мысли Сяйлева, подобно контейнеру заключает в себе человеческие эмоции, впечатления и ощущения.

Есть на выставке и просто истории москвичей, столкнувшихся с ковидом лицом к лицу, например, отрывки из дневника врача-терапевта Дарьи. "О смерти пациентов сообщаем не мы, а реаниматологи, – пишет 26-летняя девушка. -– Но и мне дважды приходилось говорить об этом родственникам. Один раз, когда я отвозила мужчину в реанимацию, предложила ему держаться за мою руку. Он долго не хотел отпускать её, но пришлось: надо было подключаться к кислороду. Ночью нас вызвали расписаться за сдачу тел перевозчикам из морга. Там был этот пациент. А вечером следующего дня позвонили родственники спросить, как он..."

2,5 месяца будет работать выставка. Она закроется 5 апреля.

"Творчески переосмысляя страхи самоизоляции, авторы дарят нам не негативные эмоции, а надежду".   
Анна Трапкова, гендиректор Музея Москвы