В этот вечер в МХТ давали «Юбилей ювелира» – драму с Олегом Табаковым в главной роли. Меня поставили помощником к Маргарите Рябчиковой – не в центральный гардероб, а в тот, что сбоку. Хорошо, подумал я, будет больше времени поболтать о работе.
– Главное – улыбайся, не торопись и не нервничай, – всё, что я услышал перед началом работы.
По мнению «коллег», в театре все актёры: и сами актёры, и зрители, и, конечно, гардеробщики.
– Мы ещё больше актёры, чем сами актёры! – говорит мне Маргарита Петровна. – Пойми, у нас тут на каждого по 130 зрителей каждый вечер. Всем надо улыбнуться, угодить, посоветовать, если спросят. У нас тут такое бывает...
По её словам, недавно один мужчина, когда она ему подавала одежду, заявил, что посмотрел за один вечер два спектакля: один на сцене, другой в гардеробе.
За 45 минут до начала действия открыли вход, появились первые зрители. От них веет холодом, они суетятся, прихорашиваются перед зеркалом, обсуждают бытовые и рабочие вопросы.
Всем улыбаюсь, аккуратно принимаю одежду, не тороплюсь, желаю приятного просмотра – стараюсь в общем.
Без десяти семь. Появляются молодой человек и женщина лет шестидесяти, вероятно, его мать. Гардеробный спектакль начинается. Пока он раздевался, дама развернулась и попыталась тихонько уйти. Не найдя её, парень побежал её искать и привёл вновь.
– Не хочу я это смотреть, – отвечает женщина на просьбу сына раздеться.
После короткого этюда с упрёками и уговорами, она с видом одолжения всё-таки разделась и прошла в зал.
Разница вкусов у разных поколений тут всплывает регулярно.
– Одна взрослая пара пришла на «Карамазовых» – им сын билеты купил, сам посмотрев прежде этот спектакль три раза, – рассказала Нина Петроченко. – После спектакля, когда я выдавала им одежду, поинтересовалась, как им. Оба поморщились, ответив, что не для них.
Гардеробщиков волнует другое – зритель за последние годы сильно изменился. По их подсчётам, лишь 20% гостей приходят в театр в вечерних платьях и костюмах. Большинство идут в кроссовках, джинсах, а летом вообще в шортах и майках. Мы сходимся на мысли, что однажды начнут и чипсами хрустеть в зале.
К тем, кто принимает одежду, требования невысокие: неотталкивающая внешность и желание работать по несколько часов шесть дней в неделю. Но в МХТ они все имеют высшее образование, и, когда зрители уходят в зал, здесь начинаются разговоры о картинах, книгах...
Хорошо, что люблю читать и по работе хожу на выставки, а то бы сел в лужу.
О том, что спектакль закончился, понимаешь по нарастающему в коридоре шуму. Только зрители выглядят теперь иначе: вид задумчивый, грустный, глаза красные.
– Очень! – отвечает на мой вопрос о своих впечатлениях девушка.
– Ожидала от Богомолова большего, – заявила серьёзная женщина в очках.
– Это потрясающе! Нет слов! – делится эмоциями молодая парочка.
Напоследок «коллеги» пересказали мне ещё один короткий этюд, разыгранный в гардеробе... После спектакля подошла женщина, протянула номерок, ей подали шубу с красной шляпкой (такую трудно спутать с другой). Она заявила, что это не её, и не взяла. И только когда в гардеробе остались только эти вещи, она церемонно согласилась их принять. Это был финал.