Виктор Наумов, 40 лет, преподаватель иностранного языка РЭУ им. Плеханова
Все вузы перешли на дистанционку. Номинально это всё работает, хотя толку гораздо меньше, чем от занятий вживую. Все задания письменные, и невозможно проконтролировать, сам ли студент его выполнил.
А главное – началась поголовная слежка со стороны руководства. Контроль просто жуткий! Мне надо сначала провести полуторачасовую пару, а потом ещё полтора часа писать отчёт о проведённой работе и скидывать его нескольким людям. Важно указать даже то, в какой системе ты работал: ЛМС, "Скайп", "Зум", "Дискорд"... А ведь пара, как правило, далеко не одна. Добавим к этому составление плана предстоящих уроков, о котором тоже надо отчитаться. В итоге целый день сидишь у монитора, как идиот.
Знаю, в каждом вузе свои порядки. Например, в МГУ отчитываться не нужно – там главное сохранять график занятий, который был в докарантинное время. А мы – нет, берём под козырёк. И не дай бог на секунду опоздать или закончить урок раньше времени.
Очень неудобно пожилым сотрудникам. Коллега из РУДН жалуется, что у неё болят глаза: "Кто меня потом будет лечить?" А руководство ей в ответ: "Ещё, ещё!" Смех сквозь слёзы.
Дмитрий Тарасов, 37 лет, научный сотрудник Музея Москвы
Работники нашего и многих других московских музеев на удалёнку перешли лишь частично. Дело в том, что охраняет нас не федеральная милиция, как в Пушкинском музее или в Кремле, а частное охранное предприятие. К нему нет полного доверия со стороны дирекции музея. Сотрудники ЧОПа – отставные военные, пенсионеры – могут напиться и устроить пожар, за ними нужен глаз да глаз. Чтобы воспрепятствовать возможным чрезвычайным ситуациям, в том числе терроризму, мы и продолжаем ходить на работу.
Правда, есть послабления: ходим дважды в неделю. Научной деятельностью разрешено заниматься удалённо. Хотя, учитывая, что все библиотеки закрыты, и это непросто.
Рабочий график сейчас такой же, как и в новогодние праздники. Только без посетителей. Прихожу, осматриваю экспозицию и служебные помещения на предмет отсутствия всяких протечек, хлама. Проверить нужно всё, включая огнетушитель! Потом провожу инвентаризацию. Ежедневно отсылаю в главное здание подробный отчёт. В общем, на голову научных сотрудников свалилась куча ненужных "непрофильных" обязанностей.
В самом начале режима самоизоляции музей прислал за мной на дом машину. Но, видимо, в руководстве быстро поняли, что всё это влетит в копеечку. Теперь езжу на работу по старинке, на метро.
Ирина Баркова, 30 лет, старший бухгалтер сети кальянных
Удалёнка обернулась множеством неудобств. У тебя нет под рукой привычного огромного стеллажа с папками, договорами. Курьер всё это привезти не в состоянии. То, что есть, хаотично разбросано по квартире. А ведь упорядоченность – одно из главных требований в сфере делопроизводства.
В целом бухгалтеры без работы не остались. Сейчас как раз время отчётов за первый квартал – по заработной плате и т. д. Эти сроки никто не переносил: не сдашь вовремя – штраф.
При этом операционная деятельность у нас временно приостановлена: заведения закрыты, мы не делаем закупок, ничего не продаём. Но ведь и выручки нет! В результате мне вдвое урезали зарплату. За апрель получу 37 тысяч рублей и большую часть этой суммы отдам за съёмную квартиру. Остальным сотрудникам – ещё хуже. Официантам просто дали месячную "поддержку" в размере 10–15 тысяч. Хорошо, что на время ограничительных мер арендодатели пошли на уступки и приостановили начисление арендной платы.
Мария Лебедева, 42 года, учитель средних классов московской школы
Перейти на удалёнку нам пришлось буквально за день. На то чтобы приспособиться к новой практике, выделили пару часов. Все дети должны были зарегистрироваться в программе Office 365, а учителя – освоить работу на платформе Teams. На руководителей классов легла колоссальная нагрузка! По сути, они теперь 24 часа на связи с детьми и родителями: постоянные инструкции, объяснения, психологическая помощь.
Онлайн-уроки и детям, и родителям скорее нравятся. Это организует, дисциплинирует. Каждый учитель добавляет в привычные задания презентации, ролики, делает всё, чтобы было и познавательно, и интересно.
А вот с цифровым домашним заданием просто беда! Подвела "Московская электронная школа". Сервер не выдержал наплыва посетителей. Система зависла. Дети не могут открыть тексты и видео, учителя не в состоянии проверить, и так далее. Также зависли ЭЖД (электронный журнал и дневник). Я так и не успела выставить отметки, хотя пыталась работать с журналом по ночам, когда что-то всё-таки функционировало.
Так как дети не могли прикрепить задания, они присылали его учителю на почту, во "ВКонтакте", в "Вотсапе". В день я получала от своего класса по 250 писем с фото выполненных работ.
Сейчас каникулы. Нам обещали, что за эти две недели сервер усилят и все программы заработают в полную силу. Любой кризис – это поворот, перелом, новая возможность. Учителя серьёзно "прокачались" технически. Уже понимаю, что многие приёмы из дистанционки возьму с собой и в традиционную работу.