Здание по адресу Сверчков пер., д. 1, было построено в 1875 году для купца Ксенофонта Торопова по проекту известного австрийского архитектора Августа Вебера. Это был доходный дом, в подвале которого располагались винные склады. Его отличала редчайшая для Москвы деталь – все три фасада (выходят на Армянский, Сверчков и Архангельский переулки) являлись равноценными, то есть у дома не было главной стороны.

В XX веке здание надстроили тремя этажами, упростили декор. Однако богатая лепнина (она свойственна всем проектам Вебера) не претерпела изменений. Её изюминка – женские фигуры в технике горельефа, позади которых изображены раковины.

– За полтора века фрагменты головы у двух фигур оказались утрачены, – рассказал Metro Дмитрий Французов, историк архитектуры, активист общественного движения "Архнадзор". – Видимо, рабочие при ремонте фасада решили сами слепить новые лица и просто наляпали штукатурки. Получилось уродство.

По словам Французова, восстановить композиции будет несложно: надо снять слепки с целиком сохранившихся фигур того же дома.

– К сожалению, здание не является объектом культурного наследия, – продолжает активист. – У него "лишь" статус исторически ценного градоформирующего объекта, не предполагающий охранных обязательств со стороны органов власти. Теоретически с домом можно сделать всё что угодно. Другой вопрос, что совесть всё-таки надо иметь.