Я надеваю наушники и VR-очки, колёсиком регулирую резкость как в бинокле. Негромко играет музыка Мусоргского. Перед  глазами шедевры русского искусства: иконы, картины, храмы. Взглядом я направляю курсор на любой из них и слышу закадровый текст.

Вот, например, о полотне Ивана Айвазовского "Корабль на мели": "Украли ночью из Новосибирской картинной галереи. Преступник забрался на балкон второго этажа, разобрал оконную раму и проник в музей. Группа быстрого реагирования приехала в течение двух минут, но вор успел скрыться. Картину до сих пор не нашли".

"Работу Василия Кандинского "Композиция номер два" сожгли нацисты в Париже в ночь на 27 июля  1942 года... Картину  Василия Верещагина "Забытый" сжёг сам художник – Александр II посчитал её оскорбительной, ведь там обличалась война... Полотно Архипа Куинджи "Радуга. Этюд" исчезло во время боевых действий в Грозном в 1990-х. Оно украдено или уничтожено... Успенская церковь в Кондопоге сожжена подростком-сатанистом в 2018 году..."

В основе проекта, который назвали "Музеем исчезнувших картин", – долгая работа с архивами, базами МВД, Интерпола, ведь о большинстве утраченных шедевров не осталось данных, кроме редких упоминаний в каталогах.

– Некоторые работы сохранились только в чёрно-белом варианте, – рассказала  Metro Наталья Лосева, заместитель главного редактора информагентства "Россия сегодня", которое является автором проекта. – Мы использовали нейросети, искусственный интеллект. Он просчитал вероятные цвета и вернул их картинам.

Попасть в "музей" совсем несложно. Необходимо скачать бесплатное приложение "РИА.Lab"  на смартфон и вставить его в обычные VR-очки (их стоимость – от 350 рублей). Экскурсия начинается!

Наталья Вострикова
искусствовед, преподаватель теории и истории изобразительного искусства
С завершением работы художника бурная жизнь его произведения только начинается. Оно рождается, живёт, стареет и иногда умирает. Зачем уничтожают искусство? Причины могут быть разные: политические, религиозные, социальные. Случаются попросту безумные нападения. "Есть только две бесконечные вещи, – говорил Альберт Эйнштейн. – Это Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт Вселенной я не вполне уверен".
Если вы слышите, что то или иное произведение – не важно, картина, скульптура, – подверглось нападению вандала, будьте уверены: это лучшее произведение гениального художника. Лишь самые гениальные вещи не оставляют равнодушным, вызывают у человека самый большой отклик, желание реагировать, переживать, а зачастую – жажду разрушения.
Сколько было попыток уничтожить "Джоконду"! В 1956 году в картину бросили камень – на месте левого локтя красавицы до сих пор вмятина. В 1974-м в полотно кинули пузырёк с краской. После этого шедевр поместили за пуленепробиваемое стекло в пространство, наполненное гелием.  
В 1972 году венгерский скалолаз, крича, что он восставший из мёртвых Иисус Христос, набросился с молотком на скульптуру "Пьета" работы Микеланджело. Она произвела на мужчину такое впечатление, что он не смог устоять. Свидетелями стали сотни туристов, некоторые захватили с собой осколки в качестве сувениров.
Шедевр может повлиять на неустойчивую психику, пасть жертвой новой идеологии, стремления к пониманию и самовыражению.  
Но мы должны сделать всё, чтобы великие произведения искусства жили дольше, чем мы.