Москвичка Дария Каменская пять лет руководит собственной автомастерской в Чертаново. Если её механики сильно заняты, 28-летняя женщина готова в любой момент сама взять гаечный ключ и залезть под капот, чтобы качественно отремонтировать машину для клиента.

У Дарии в автосервисе работают в основном мужчины, но есть и две девушки, одна – помощник механика, другая – электрик. Со временем Дария хочет привлечь ещё больше женщин к этой "мужской" работе, потому как считает, что с гендерными стереотипами нужно бороться.

Ещё она уверяет, что в её автомастерской никогда не обижают женщин за рулём. "Мы в первую очередь помогаем, я против обмана клиентов, против насмешек над теми, кто не разбирается в устройстве машины, - пишет она у себя на страничке в Facebook. - Человек, у которого сломалась машина, по факту попал в беду и в первую очередь нуждается в моральной поддержке. Мы сначала друзья, а потом автосервис". 

- К нам часто обращаются именно женщины не потому, что у нас частично женский коллектив, - поясняет Дария Metro. - Большинству клиенток всё равно, кто им машину чинит. Женщинам просто хочется, чтобы с ними не разговаривали снисходительно, чтобы не ругали за поломки и не придумывали починку, которую делать не нужно. Я общаюсь с клиентками по-хорошему, не издеваюсь над женщинами за рулём. Поэтому они к нам и приезжают.

Дария Каменская.

Дария Каменская.

предоставила Дария Каменская, Другой

Фото:

В самом деле, женщины составляют 90 процентов от всех клиентов автомастерской. Часто клиентки оставляют положительные отзывы о работе Блондинки – так Каменская с иронией называет себя. "Даша крутая! – пишет, например, журналистка Дарья Шипачёва у себя в соцсетях. - С ней мне наконец-то не страшно ездить в автосервис, ведь там женщин не обижают! Я уже отогнала к ней свою тачку и вам советую!" "Была у Даши в сервисе, это восторг! – утверждает психолог Екатерина Андреева. – Душевная атмосфера сочетается с профессионализмом. Пока ждала свою машину из ремонта и угощалась клубникой в комнате отдыха, мне подробно рассказали, какие работы проводятся, зачем они нужны, какие есть нюансы и какие ещё есть варианты решения проблемы".

А вот мужчины часто острят, когда обсуждают Дарию и её мастерскую. "Маникюр явно не пролетарский", - пишет, в частности, Алексей Юматов, комментируя фотографию, на которой Дария держит на раскрытой ладони гаечный ключ. "То есть, ногти должны быть грязные, обкусанные и обгрызанные? И тогда сразу много доверия к специалистке?" - вступается за Дарию Дорианна Туманская. И подобных дискуссий, в которых мужчины ведут себя нетактично или острят, а женщины с жаром вступаются за Дарию, в соцсетях можно отыскать немало.

Metro пообщалось с Дарией и одной из работниц её необычной мастерской, чтобы разузнать, насколько тяжело женщинам работать в "мужской" сфере.

О СТЕРЕОТИПАХ

- Началось всё с того, что давным-давно я купила себе машину "ВАЗ-2109", - рассказывает Дария Metro. - Я специально покупала простую и дешёвую машину, чтобы было не жалко. Конечно, пришлось в ней самостоятельно ковыряться, потому что ломалась она постоянно.

Вскоре Дария настолько погрузилась в мир автомобилей, что стала сначала механиком, а затем и руководителем автомастерской, вот только её работе часто мешают людские предрассудки. Дария очень не любит стереотипы в отношении того, что женщина якобы водит хуже, чем мужчина, а кроме того, ей нельзя забираться под капот и тем самым портить себе маникюр. Жизнь не раз доказывала обратное.

- Я знаю чудовищных водителей-мужчин и отличных водителей-женщин, - говорит Дария. - То же самое касается устройства автомобиля. Знаю тех, кто путает колёсные диски с тормозными, и тех, кто приезжает в сервис с готовым диагнозом и точно знает, что надо починить и как. Разница, скорее, в том, что женщина готова признавать свои ошибки как в вождении, так и в эксплуатации. Попав в ДТП, она часто может спокойно признать, что была уставшая и не очень быстро среагировала, а вот мужчина обычно уверен, что он прав, а все остальные - нет. Точно так же женщины честно говорят, что, мол, масло давно не проверяла, сама понимаю, что зря. Мужчины редко признаются, что не знают, куда налить антифриз, и поэтому его не наливают.

Больше всего Дария не любит, когда люди утверждают, будто бы женщина не может водить механику.

- В вождении механики нет ничего сложного. У мужчин же нет третьей ноги для педали сцепления. Точно так же, как её нет и у женщин. Ну и не люблю, когда говорят, что женщины не могут делать ремонт, потому что это тяжёлая работа. Как ребёнка таскать или пакеты из магазинов, это не тяжело, а как колесо менять – оно тяжёлое…

О РАБОТЕ

Дария призналась, что не всегда увлекалась "внутренностями" авто. По образованию она вообще-то – психолог для детей с девиантным поведением, и когда-то хотела работать в детском доме. Но как только она заглянула под капот, то поняла – это ей действительно интересно.

- Сейчас я умею почти всё простое обслуживание: масло, свечи, фильтры, колодки, диски, приводные ремни, - честно рассказывает о своих умениях Дария. - Медленно и без любви меняю всякие подвесочные дела: сайлентблоки, подшипники. Не люблю прессовать. Варю плохо, раньше хотела научиться лучше, но теперь уже думаю, что пусть сотрудники варят. Если очень надо, могу много чего, однажды на трассе поменяла задний мост на своем "Патриоте". Моторы делала тоже сама, а вот в автомат никогда не лазила, это обычно специализированные сервисы делают. Из ремонтных работ мне этому больше всего хотелось бы научиться.

Дария Каменская.

Дария Каменская.

предоставила Дария Каменская, Другой

Фото:

Если работать механиком было непросто, то когда Дарья стала ещё и директором автосервиса, у неё возникло ещё больше хлопот.

- Но я счастлива на своём месте, ведь я помогаю людям, как и предусмотрено моей основной профессией, да и девиаций и среди сотрудников хватает, - улыбается она. - Я люблю такую работу, где виден результат, люблю задачки решать, в авторемонте и то, и другое работает. А стать директором автосервиса, скорее, жизнь заставила. Но работать в мужском коллективе не всегда легко.

По словам Дарии, невероятно сложно даже просто нанять мужчину-сотрудника, ведь мало какой механик согласится работать под началом женщины.

- Посоветовали как-то механика, созвонились, рассказала ему про сервис, пришёл общаться, - рассказывает Дария. – Спрашиваю что-то про коробку "Мерседеса", который висит на подъёмнике. Он удивлённо говорит: "Я не понял, девочка, а ты то тут причём?" Я ответила, что являюсь начальником сервиса, о чём говорила по телефону. "Ну что за фигня, я думал, ты секретутка какая, не, я с бабой не буду работать", - ответил он.

Со временем Дария хотела бы, чтобы у неё в автосервисе работали, в основном, девушки, но она понимает, что добиться этого будет сложно.

- Конечно, я хотела бы создать женскую команду, но пока не очень получается, мало таких специалисток, мы никак с ними не встретимся. Хотя у меня есть помощница Саша, она уже почти во всех тонкостях работы СТО разобралась. И вот недавно взяли девочку-электрика. Надеюсь, однажды смогу сделать коллектив хотя бы наполовину женским.

С клиентами все переговоры ведёт Дария, работники занимаются только ремонтом автомобилей. Бывает, что клиенты приезжают в автосервис, но когда их начинает обслуживать женщина, закатывают истерики.

- Приехал как-то случайный клиент менять масло, - вспоминает Дария. - Все были заняты, решила поменять сама. Пообщалась, взяла денег за масло, налила мужику чаю, пошла менять. Подняла машину, слила масло, меняю фильтр, выбегает хозяин машины, кричит, снимай, мол, машину срочно. Я подумала, что он забыл что-то в машине – один клиент так кошку свою оставил. Опустила машину. Мужчина бормотал что-то из серии – женщины в его машине не будет никогда. Завёл машину без масла и уехал в закат, даже деньги не забрал. И такое происходит через день, мужчины сомневаются в моём профессионализме, обзываются, не хотят платить за ремонт, смеются надо мной, говорят, что место женщины – на кухне.

Более того, прежде чем приехать в автосервис, нередко мужчины пишут в соцсетях, что они совсем не уверены в хорошем качестве обслуживания в "женской" автомастерской.

- Пишут из серии: "Куда она с такими ногтями под капот". Или: "Не может быть, чтобы у неё был нормальный сервис". А потом приезжают на техобслуживание как ни в чём не бывало, и при этом никогда не извиняются. Хотя, конечно, есть у меня клиенты-мужчины, которые с самого начала нормально к нам относятся.


САША-МЕХАНИК

Уже больше года в автомастерской Дарии трудится помощником механика Александра. По образованию она – медсестра широкого профиля.

- Начала интересоваться техникой 13 лет назад, сначала это были мопеды и мотоциклы, - рассказывает Саша Metro. – А в начале прошлого года решила кардинально сменить род деятельности, ушла из медицины. Подумала, что было бы неплохо научиться делать то, что интересно – соответственно, работать механиком в автосервисе.

Первое время Саше было непросто влиться в мужской коллектив. Часто она слышала шутки "ниже пояса", но не обижалась и сама могла в ответ пошутить очень остро. К своеобразному юмору коллег она уже привыкла.

- Что до самой работы, то возиться в грязи и носить тяжёлые детали мне вообще не сложно, - улыбается она. – К тому же, силой меня природа не обделила.

Саша.

Саша.

предоставила Дария Каменская, Другой

Фото:

Иногда клиенты косо смотрят на Сашу, но к этому её изначально подготовила начальница, у которой был большой опыт такого рода.

- Бывает, спрашиваешь клиента: "Что вы хотите?", и ко мне в ответ относятся как к пустому месту. Смотрят и думают, наверное: "Девочка, ты вообще тут кто?" Такое бывало. А вот чтобы кто-то из клиентов требовал сменить меня на мужчину-механика – нет, такого ещё не было. Вообще, истерик клиенты не закатывали, хотя слышала истории, что действительно кто-то считал, будто бы мужчина-механик сделал бы работу лучше. Женщины-клиентки меня обычно поддерживают, хотя случается, что и они всерьёз меня не воспринимают. И часто спрашивают, не тяжело ли работать в автосервисе.

Коллеги хоть и позволяют себе отпускать в сторону Саши шутки, но всегда помогают ей, с их помощью она прибавляет в мастерстве.

- Помню своё первое задание. Рихтовала и подготавливала крыло от "Доджа". Потратила тогда много шпаклёвки. Но работала крайне внимательно, боялась ошибиться. С тех пор заметно прибавила. Мне нравятся малярка, подготовительные работы по выведению ровной поверхности и финальный этап после покраски детали, это красиво! На будущее хочу научиться разбирать и собирать двигатель до винтика. Коллеги сейчас помогают учиться. Да, мне пришлось привыкать к их юмору, но я не боюсь трудностей. Работать в автосервисе легко, если умеешь и понимаешь, что ты делаешь. Лично мне нравится, я каждый день узнаю что-то новое.

ИСТОРИИ ОТ ДАРИИ

1. Женщина ехала мимо автосервиса, какие-то звуки в машине появились. Стали смотреть - колёса не докручены, одно вообще болтается, вот-вот открутится. Говорит, муж сам менял. Докрутили, отпустили. Утром приезжает муж, посмотреть, что с подвеской. Мы ему машину подняли, он давай рассказывать, что колёса специально не докручивает, чтобы тормозные диски не грелись, и ничего, если колесо открутится, не случится. А дальше шутит, что, мол, второй раз он всегда жениться успеет.

2. Одна клиентка колесо проткнула и заехала к нам по дороге. У неё один ребёнок лет трёх, второй ещё грудной. Ну, мы колесо сделали. Было видно, что трубка тормозная порвана, показываю ей. Так, говорю, не отпустим. Тогда она звонит мужу, муж не хочет денег переводить, типа колесо сделай и домой. Сделали бесплатно в итоге. Она, правда, потом заехала через две недели, ананас привезла.

3. Приехала девушка на эвакуаторе, машина всмятку, "Солярис", в машине три детских кресла. Насчитали 150 000, ну нечего там делать уже. Приезжает муж её забирать на "Соренте" и с порога начинает орать, что она тупая овца и как хорошо, что он не даёт ей свою машину. То есть, ей въехали в задник, она догнала автобус перед собой, чудом не пострадала, мужика не смущает, что, во-первых, она не виновата, во-вторых она возит детей в этой машине, то есть, его детей она возит в небезопасной машине, а он ей свою не дает...