29-летняя художница Лера Бастрикова каждый день рисует портреты москвичей в автобусе. Она называет свои работы диалогом с внутренним и внешним миром. Сложнее всего ей "уловить" нос, поскольку он "очень сильно характеризует человека и уловить его очертания – значит, на 50% справиться с задачей".

– Рисую с детства – это заметили мои родители и отвели в художественную школу, – рассказывает Лера Metro. – Потом я училась в Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова. Сейчас работаю визуализатором в проектном архитектурном институте.

По утрам, когда Лера едет на работу в автобусе, она рисует москвичей пальцем на экране смартфона – с помощью приложения Sketches. Первый рисунок художница сделала в сентябре прошлого года.

– Я достала телефон и решила нарисовать портрет одного из пассажиров. Результат меня и не порадовал, и не огорчил, а, скорее, дал толчок к тому, чтобы двигаться дальше, рисовать больше. Техника нарабатывается, первые рисунки были совсем смешными и неказистыми. Сейчас я на таком этапе, что хочется делать не быстрые зарисовки, а почти законченные портреты – насколько это возможно в рамках обстоятельств. Хочется успевать увидеть в человеке больше деталей, точнее их передать, настолько внимательно отнестись к натуре, чтобы не находить в работах саму себя.

Лера очень критично относится к своим трудам – она считает, что выкладывает много лишних работ на своей страничке в Instagram.

– Скорее всего, позже я буду добавлять туда только самые удачные работы, ну а пока там есть много неуклюжих вещей, но они – часть моего пути.

Шанс стать объектом для рисунка есть у любого пассажира, который окажется вместе с Лерой в автобусе №25 или того, что следует по маршруту M3. Условий немного – нужно ехать часов в девять утра в направлении центра и не стоять к художнице спиной.

– Я в основном езжу на наземном транспорте и реже в метро, здесь я тоже рисую, иногда ещё – в электричке. А недавно работала с группой иллюстраторов на кольцевой ветке метро. Едешь по кругу и рисуешь, привыкаешь к вагону, наблюдаешь, как меняются в нём пассажиры.

По словам Леры, если пассажиры видят, что их рисуют, они часто стесняются и отворачиваются.

– Редко кто берёт на себя роль натуры и встречает художника с чувством собственного достоинства добровольно, да ещё рано утром в автобусе. Обычно в такое время хочется закрыться от ненужных контактов. Но я стараюсь быть деликатной и не нарушать рамок чужого пространства. Мне почти удаётся оставаться незамеченной. Но недавно один мужчина сам попросил меня нарисовать его портрет и рассказал про меня же целую историю. Оказалось, что он за мной наблюдал и никак не мог понять, что я делаю. А потом подсмотрел через моё плечо в экран смартфона и подтвердил свои догадки.

Однажды Лера нарисовала свой автопортрет и столкнулась с тем, что ей пришлось очень долго настраиваться на работу – у неё была масса своих нюансов.

– Это такое же исследование, как и портрет неизвестного. Вглядываясь в своё собственное лицо можно увидеть много интересного. Только смотреть тоже нужно особенным образом, так, как будто ты не знаешь человека, на которого смотришь, и тогда происходит своеобразное знакомство с самим собой. Самое интересное и в своём лице, и в лицах других людей для меня глаза. Глаза многое говорят и о многом умалчивают, они красивы и глубоки и рисовать их очень сложно.

Для Леры рисование людей – это не просто хобби, а целый проект, работа. В будущем она хочет совершенствоваться в этом ремесле, учиться видеть и улавливать. А если получится, она не прочь организовать выставку.