Среди спикеров Московского урбанистического форума присутствовали представители администраций городов разных стран. Мы попросили их ответить на следующие вопросы:
1. Назовите три вещи, которые есть в вашем городе и должны быть во всех городах мира.
2. Как изменится ваш город через 10 лет?
3. Что бы вы изменили в Москве?
Люси Сондерс
консультант по вопросам общественного здоровья Департамента транспорта Лондона
1. Во-первых, у нас есть ограничение скорости 30 км/ч на большинстве жилых улиц, что очень важно для обеспечения безопасности. Во-вторых, огороженные велосипедные дорожки на тех улицах, где интенсивный поток машин. В-третьих, безбумажные билеты на общественный транспорт. Ими легко и просто пользоваться: просто приложить свою карточку.
2. Появится новый налог за вождение загрязняющих транспортных средств в городе, а это значит, воздух станет более чистым. В центре города ограничение скорости также будет составлять 30 км/ч, что повысит безопасность. Сейчас мы работаем над благоустройством пригородных районов в рамках проекта «Здоровые улицы». В микрорайонах появятся приспособленные зоны для детей и пожилых людей.
3. Мне кажется, в Москве можно было бы уменьшить количество полос движения. Тогда в городе будет меньше шума и люди смогут переходить дорогу поверху, а не спускаться в подземные переходы. Кроме того, появится место для велосипедных и пешеходных дорожек.
Андреас Триско
руководитель Департамента городского развития и планирования Вены
1. В первую очередь это отличная питьевая вода из альпийских родников, которую мы пьём в Вене: она поступает напрямую к нам в дом. У всех должна быть такая же качественная вода. Во-вторых, такая же система общественного транспорта. По достаточно низкой цене – один евро в день (если покупаешь проездной на год за 365 евро. – Прим. ред.): можно ездить на метро, трамваях, пересаживаться на автобусы. Третье – это то, что есть не у всех, но у Москвы есть определённо – история города, его достояние. Я думаю, было бы здорово, если бы у всех это было.
2. За эти 10 лет наши города станут ещё зеленее. Из-за повышения температуры нам необходимо охлаждать города, поэтому появится ещё больше деревьев, фонтанов и других прекрасных вещей, хотя повод для этого не такой уж и прекрасный. Изменится уличное движение: люди будут больше ходить пешком и ездить на велосипедах, хотя общественный транспорт всё ещё будет играть важную роль. Мне кажется, сам город изменится мало, но изменятся люди и то, как мы его воспринимаем. Наше гражданское общество станет более сильным.
3. Честно говоря, не могу ответить на этот вопрос, потому что только вчера приехал.
Андрей Новиков
вице-мэр Таллина
1. Во-первых, Таллин – инноватор в плане общественного транспорта. Он уже порядка семи лет бесплатен для жителей города. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем такая возможность была не только у жителей других городов, но и других стран. Во-вторых, мы стремимся быть зелёной столицей. Это начинание родилось именно у нас в городе, после чего было принято на европейском уровне. Это образ мышления, это выстраивание целой городской системы и возможность предвидеть, какими города будут в дальнейшем. Вот, например, электротранспорт, который сегодня является экспериментальным проектом. В-третьих, Таллин – первый город, в котором запустили пилотный проект по доставке на базе роботов, то есть человек через приложение заказывает себе, например, пиццу и ему её привозит робот-автомобиль.
2. Сегодня загадывать, каким будет Таллин через 10 лет, сложно. Можно сказать приблизительно, каким он будет лет через пять. Будет больше электротранспорта. Может, у горожан пропадёт необходимость иметь собственный автомобиль – настолько удобным будет общественный транспорт. Возможно, доставка еды домой и заполнение холодильника будут осуществляться путём электронных программ, с помощью которых привозить продукты в квартиру будут роботы.
3. Самая большая проблема Москвы – это транспорт. Нужно больше улиц, дружелюбных для пешеходов и тех, кто использует альтернативные автомобилям средства передвижения.
Феликс Ло
исполнительный директор парка "Сады у залива", Сингапур
1. На мой взгляд, это прекрасная окружающая среда: для нас это много деревьев, природа. Когда я передвигаюсь по Москве и вижу небольшие зелёные зоны, то очень счастлив. Во-вторых, чистота. Мне кажется, это важно для всех жителей и напрямую связано с благоприятной обстановкой. В-третьих, у людей должно быть ощущение безопасности – это один из факторов, который способствует тому, чтобы в город приезжали.
2. Сингапур постоянно меняется, даже если пройдёт всего пять лет, изменения будут на лицо. «Сады у залива» сами особо не изменятся, но сейчас мы строим ещё один сад. Кроме того, мы работаем над несколькими крупными проектами, которые определённо изменят город.
3. Не думаю, что стал бы что-то менять. Москва очень красивый город, в котором прекрасная архитектура, чистые улицы, люди очень приветливые. Пожалуй, я бы изменил не саму Москву, а то, как другие люди её воспринимают. Некоторые до сих пор не понимают, что в настоящее время Москва является современным мегаполисом.
Карлос Морено
специальный посланник мэра Парижа по умному городу
1. Соглашение по климату, инициативное бюджетирование, социальная интеграция мигрантов и беженцев.
2. Думаю, следующие 10 лет будут очень важными и для городов, и для человечества. Нам необходимо сократить выбросы углекислого газа по крайней мере на 45%, и наша жизнь через десятилетие должна радикально отличаться от той, которая есть сейчас. Нам следует прийти к модели компактных городов (концепция, позволяющая добраться до нужного места за 30 минут, передвигаясь в границах города), необходимо восстановить биологическое разнообразие в городах, найти новые способы использования воды и воздуха, которые сейчас страдают от загрязнения. Также нужно поощрять экономическое развитие для всех и усилить социальную вовлечённость и сплочённость в городах.
3. Это мой первый визит в Москву, поэтому трудно ответить. Учитывая, что Москва является глобальным городом и очень важной столицей, уверен, что необходимо развивать активное сотрудничество с другими городами, особенно в части соглашений по климату. Я бы сделал город более зелёным, здоровым, пешеходным, в котором легко дышать. Думаю, Москва уже развивает инициативное бюджетирование, но я предлагаю внедрять данную форму участия населения, поскольку это реальная возможность вовлекать жителей в развитие новых проектов и позволяет горожанам голосовать и выбирать одну из нескольких предлагаемых программ.
Мансур Яваш
мэр Анкары
1. Прежде всего необходимо, чтобы во всех городах было лояльное отношение ко всем, не было расовых различий и какого-либо разделения граждан. Также чтобы не было ни одного ребёнка, который не получил бы образования, чтобы ни один ребёнок не ложился в свою кровать голодным. Для этого необходимо, чтобы образование было на очень высоком уровне. И, конечно, в каждом городе должны быть большое зелёное пространство, удобный транспорт и комфортная среда для жителей.
2. Прежде всего появятся здоровые и счастливые люди, которые полностью обеспечили свою жизнь в экономическом плане и счастливы жить в своём городе. Также Анкара решит все свои инфраструктурные вопросы, в город ежегодно будут приезжать миллионы туристов. Это всё мои мечты, надеюсь, что они все сбудутся.
3. Я был в Москве где-то 7–8 лет назад со своей семьёй – тогда мэром тоже был Сергей Семёнович Собянин, и я заметил огромные изменения в транспортной отрасли, которая сейчас на отличном уровне, он полностью решил транспортный вопрос. Ваш мэр города сделал очень многое, поэтому вы просто счастливчики.
Авторы текста: Ксения Назарова, Алёна Богданова