Новости

Москва стремится стать самым зелёным городом

Москва уверенно обосновалась в "зелёном" секторе
Москва стремится стать самым зелёным городом
Москва стремится стать самым зелёным городом
Умный транспорт. Фото Инфографика: Андрей Казаков

Экологию столицы эксперты называют благополучной, но город повышает требования к ней

В международном рейтинге IQAir, который оценивает качество воздуха в режиме реального времени, Москва уверенно обосновалась в "зелёном" секторе. Наша столица – одна из лучших по этому показателю среди больших городов. Но время требует делать новые шаги в направлении экологического благополучия.

На электрической тяге
В московском воздухе мало промышленной грязи, а более 90%  выбросов даёт дорожное движение. Поэтому естественно, что особое внимание и впредь будет приковано к чистоте транспорта.
Ограничение на въезд грузовых автомобилей с низким экологическим классом и строительство транспортных развязок, которые снижают число пробок, а значит, и вредных выбросов в атмосферу – эти меры дают эффект. Но один из ключевых трендов современных городов – переход на транспорт, который вовсе не производит вредных выбросов.

По воздуху и воде
Большую пользу городскому воздуху принесли электробусы, МЦК и МЦД. На очереди новые проекты.
На севере Москвы через два года появится канатная дорога. Она пройдёт над Химкинским водохранилищем, соединив станции метро "Сходненская" и "Речной вокзал". Это разгрузит городскую уличную сеть и сократит время в пути между Северным и Южным Тушино в шесть раз. Проект финансируется инвестором, которого привлёк город.
​Мэр Москвы поддержал проект регулярных речных перевозок на электрических судах. В 2022 году планируется запустить два маршрута: Фили – Киевский вокзал и Автозаводский мост – Печатники. Электрокатера могут ходить круглогодично, а провозная способность каждого маршрута составит 15–16 тысяч пассажиров в день. Это ещё одна удобная альтернатива личному автомобилю.

Шаговая доступность
Сокращение "маятниковой миграции" – ещё одна важная тема с точки зрения экологии мегаполиса. Эксперты недавно подсчитали, что каждый из нас на дорогу тратит более 20 часов в неделю. А всё потому, что мы вынуждены ездить на работу в центр города, хотя живём всё больше в спальных районах.  Само собой, пробок, а значит, выхлопов не избежать.
"Исторически в городе есть центр, где находятся все культурные, образовательные, инфраструктурные, коммерческие рабочие места. Те, кто живёт на окраинах, в этот центр едут. Но когда в городе живёт один миллион, два, три – это ещё нормально. А когда 10–15 миллионов, это становится невозможно. Выход только в создании на окраинах районов-субцентров, которые давали бы людям всё то же самое", – отметил генеральный директор Группы компаний "Ферро-Строй" Григорий Ваулин на Московском урбанистическом форуме – 2021.
Город уже работает в этом направлении: запущены программы "Индустриальные кварталы", а также стимулирование создания мест приложения труда. Речь идёт о редевелопменте заброшенных промзон. На их месте уже в ближайшие годы появятся полноценные кварталы, где можно будет комфортно жить, работать и отдыхать. Благоустроят не менее 320 га зелёных территорий – парков, аллей, скверов.
Чтобы стимулировать девелоперов создавать рабочие места за пределами ТТК, власти дают определённые льготы.  
"Сегодня город заключил уже пять соглашений с инвесторами, которые построят за пределами центра столицы порядка 300 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. В их создание вложат в общей сложности 25 млрд рублей. Всё это в ближайшее время позволит создать почти 8 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест", – комментирует руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Экопродукция
Московские компании продают свою экотехнологическую продукцию в 103 страны мира. Но для того, чтобы товары, сделанные в Москве, были конкурентоспособными в ЕС, они должны быть не просто безупречными, но и произведёнными на "зелёных" предприятиях. Иначе их просто не пустят на рынки.
А скоро в международное экологическое законодательство внесут углеводородный налог на импорт. Кто дымит – будет платить. Чтобы избежать затрат в будущем, ведущие городские предприятия тратят в настоящем.
Каждое второе московское предприятие либо уже проводит, либо планирует экологическую модернизацию.
Один из пионеров такой модернизации – Московский НПЗ, который в 2020 году ввёл в эксплуатацию биологическое очистное сооружение "Биосфера". Замкнутый цикл водообращения обеспечивает очистку воды на 99,9%, при этом 80% воды возвращается в производство, а потребление речной снижается более чем в 3 раза.

ЭКОкейсы московской промышленности

Бережливое производство

Программа ReCon – это набор лучших практик, позволяющих PepsiCo эффективно использовать природные и энергоресурсы в производственной деятельности.
Российские заводы по производству молочной продукции, включая те, что располагаются в Москве, с 2015 года сократили потребление энергии
на 13%, а воды – на 26%, уровень переработки производственных отходов составляет 77%.
В 2019 году в России PepsiCo начала эксперимент по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки для напитков. В 2020 году количество rPET в упаковке удалось увеличить вдвое.

ЛАМБУМИЗ заменяет целлофан на картон

Тара от компании "ЛАМБУМИЗ", которую используют более 400 молочных и других пищевых предприятий, позволяет контролировать при помощи цифровых инструментов выпуск, фасовку и упаковку продуктов. С конца 2021 года цифровые метки позволят отслеживать весь путь продукции от производителя к конечному покупателю.
В упаковке для молочных продуктов, соков и вина, которая известна под общим названием GableTop, процент полиэтилена сокращён до минимального – современная упаковка уже на 88% состоит из чистого картона и при этом сохраняет все свои полезные свойства.

Coca-Cola в России использует энергоэффективные холодильники

Производитель напитков снижает выбросы в цепочке поставок – доля энергоэффективных холодильников в торговых точках увеличена до 62%. Coca-Cola в России также взяла на себя обязательство к 2030 году собирать и отправлять на переработку 100% выпущенной упаковки. Прямые выбросы СО2 сокращены на 28% по сравнению с 2017 годом. К 2025 году компания сократит водопотребление на 20%, а 50% всей энергии, используемой на заводах, будет из возобновляемых и экологически чистых источников.

Переработка илового осадка

  • Компания "Гринтех" построит два завода по переработке илового осадка сточных вод. Она будет заниматься утилизацией отходов по мировым экологическим стандартам. Компания в 2021-м выиграла конкурс на реализацию проекта, что позволило ей заключить концеcсионное соглашение с городом о создании производств и их эксплуатации.
  • Заводы через три с половиной года начнут глубокую переработку осадка в твёрдое биотопливо. Инвестор будет эксплуатировать эти предприятия в течение 17 лет, а сами объекты станут собственностью города.
  • Ежегодно оба предприятия будут производить до 250 тысяч тонн экотоплива и поставлять его другим производствам. Инвестор вложит в строительство и техническое оснащение объектов почти 27 млрд рублей.