1875-й год

Тогда появился самый первый проект московского метро – железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянку и Трубную площадь до Марьиной Рощи.
В 1902-м в городской думе обсуждали проект железной дороги через весь город, которая бы шла то под землёй, то по эстакадам. Одна из линий должна была пройти по Красной площади, там, где сейчас находится мавзолей Ленина. Но и этот проект отвергли.
В 1913 году городские власти сами решили построить три диаметра подземной железной дороги, но воплощению идеи помешала Первая мировая война и последовавшая за ней революция.

1935-й год

Решение строить первую линию действующего до наших дней метро приняли в 1931-м. В 35-м запустили первую линию, 13 станций, которые образовали две ветки: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Охотного Ряда» до «Смоленской». Они дублировали маршруты трамваев, которые до этого были основным видом транспорта. Большую часть станций строили открытым способом (вырывали котлован), а для участка от «Лубянки» до «Охотного Ряда» пришлось использовать щиты-проходчики, чтобы не сносить здания в центре города. Уже в 1938 году появилась третья ветка, от «Театральной» до «Сокола».

1950-й год

Строится первый пересадочный контур. В 50-м открыли участок Кольцевой линии – от «Курской» до «Парка культуры». Тогда подземные пути хотели провести под Садовым кольцом (этот участок так и идёт). Однако потом новой веткой решили «захватить» большую часть московских вокзалов, и от Садового пришлось отойти.
В 1951 году в вагонах впервые начали объявлять станции, а в 52-м появились первые турникеты.
В то же время начали строительство новых, радиальных линий метро, и все они начинались от Кольцевой. Их продлили в центр только в 71-м из-за того, что кольцо было перегружено.

1661-й год

Открылись первые станции, построенные по типовому проекту, – участок от «Измайловской» до «Первомайской». А в 1962 году появился Калужский радиус, целиком состоящий из простых типовых станций. Всего до 1969 года было открыто около 30 станций, построено 55 км пути и 4 депо. Тогда же создали открытую Филёвскую линию. Новый подход предложил Никита Хрущёв после своего визита в США. Хотя строительство обходилось дёшево, от такого типа станций позже отказались.
60-е стали самым активным периодом для метро. Новые станции были необходимы: население увеличилось почти вдвое.

70-е годы

В 70-х начали активно застраивать удалённые от центра районы, появлялись жилые массивы за МКАД, росли ближайшие к Москве города. Тогда появилась идея создания второго пересадочного кольца (так появилась самая короткая линия метро Каховская). А в 80-е «Метрогипротранс» разработал новую схему развития метрополитена, которая предполагала создание четырёх хордовых линий (Митинско-Бутовской, Солнцевско-Мытищинской, Химкинско-Люберецкой и Балашихинско-Обручевской), которые должны были обхватить весь город и позволить москвичам добраться до Внуково и Шереметьево на метро.

90-е годы

Для московского метро начались непростые времена. И тем не менее, несмотря на сложную финансовую ситуацию, были достроены и сданы Серпуховско-Тимирязевская ветка и Люблинско-Дмитровская линия, а также открыты несколько новых выходов. В 2000-х продолжали строить и открывать новые станции: метро дошло до Митино, открывается «Славянский бульвар», Люблинская ветка дошла до центра, достроен и сдан «Парк Победы». Тем не менее темпы строительства снижаются, в то время как город начинает расти всё быстрее.

Наши дни

Став мэром Москвы, Сергей Собянин запустил новую программу развития метрополитена. Радиальные ветки уходят за МКАД, начинается строительство хорд, о которых говорили в 80-е, разработан проект третьего пересадочного контура. В приоритете – станции неглубокого заложения и крупные пересадочные узлы. За первые три года метро пришло в Новокосино, Братеево и Жулебино. С 2011-го по 2014-й открыто 14 новых станций и 4 депо.
В то же время активно ремонтируются существующие станции, эскалаторы и путевая система. Обновляется подвижной состав. К 2015 году все ветки оборудовали беспроводным бесплатным Интернетом.

Масштабный проект по обновлению метрополитена стартовал в 2011 году, и сейчас мы уже видим результаты. К 2020 году по планам столичных властей и Московского метрополитена карта подземки должна сильно преобразиться – помимо новых станций на уже существующих станциях появятся новые линии Третьего пересадочного контура. Через пять лет, когда проект будет завершён, чтобы попасть из Чертаново в Солнцево, не придётся ехать до кольца, а старая пересадочная линия будет не так загружена в часы пик, как сейчас.

Вторая Кольцевая линия протяжённостью 58,9 километра соединит существующие и строящиеся радиальные линии на расстоянии до 10 километров и ближе от действующей Кольцевой линии. Предполагается, что пересадочными станциями на новой линии будет пользоваться около одного миллиона человек в день – это одна девятая часть от общего числа пассажиров, которые пользуются метро сегодня.

Участок от «Нижней Масловки» до станции «Хорошёвская», который соединит существующие «Савёловскую» и «Полежаевскую», планируют запустить уже в 2016 году.
Многие станции на новой Кольцевой будут не похожи на те, к которым мы привыкли. Это будут крупные многоуровневые транспортно-пересадочные узлы с траволаторами, крытыми перехватывающими парковками и магазинами.

Такие же ТПУ появятся и на месте уже существующих станций, которые располагаются рядом с Московской кольцевой железной дорогой. С их помощью можно будет пересесть на новое железнодорожное кольцо или на пригородную электричку не выходя на улицу. Кстати, нечто подобное начинали делать в 60-х – ярким примером такой интеграции метро и железной дороги стала станция «Выхино». В настоящее время, несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительство идёт полным ходом. В Москве одновременно ведутся работы над созданием 35 новых станций.

К 2020 году совокупная протяжённость Московского метрополитена должна составить более 450 километров по сравнению с нынешними 327 километрами, а количество станций увеличится с текущих 196 до 267.