– Можно погладить? А они не укусят?

Пассажиры станции метро "Носокосино", проходя через западный вестибюль, улыбаются, просят сфотографировать их с добродушными лабрадорами, облачёнными в яркие мини-курточки с надписью "Школа подготовки собак – проводников слепых".

Среда в московской подземке с недавних пор – "собачий" день. Несколько питомцев в сопровождении девушек-инструкторов проходят специальную дрессировку: привыкают к шуму, скоплению народа, движению поездов, учатся пользоваться эскалатором, останавливаться перед турникетом и любым другим препятствием.

На "Авиамоторной" для занятий даже предусмотрен отдельный эскалатор. За 10 минут, пока мы едем туда в обычном вагоне, четвероногие облизывают незнакомцам руки и лица, при этом ведут себя тихо, безропотно выполняя команды.

200 собак-проводников для Московского метрополитена подготовлено за последние пять лет. В этому году будет обучено 50 овчарок и лабрадоров.

Клод и Оджи уже взрослые собаки, им по полтора года. Они не боятся движущейся лестницы, смело становятся на ступени. Семимесячным Феби и Чатеру всё это в диковинку. На неподвижный эскалатор щенки заходят без испуга, а вот работающий приводит их в замешательство, заставляет пятиться. Особенно тяжело собачкам спускаться. Розовоносый Чатер занимает несколько ступенек, он растопырил лапы, попа едет выше головы. Зато после каждого удачного упражнения – кусочек сыра от инструктора.

– Эскалатор – самая сложная и опасная часть тренировок, – рассказала Metro Наталья Серёжкина, заместитель гендиректора Школы по собаководству. – Собака может неудачно наступить на жёсткую гребёнку и порезаться. Но такое случается редко.

По словам Серёжкиной, обучение собаки-проводника занимает полгода. В конце она сдаёт три экзамена: тренировочный городок с препятствиями, общий курс послушания и полуторакилометровый городской маршрут.

– После этого пёс отправляется жить к инвалиду по зрению, постоянно находится рядом, в том числе в метро.

"Все собаки-проводники чипированы, ни одна не потеряется. Но они и так отлично помнят маршруты".
Лидия Абрамова, вице-президент Всероссийского общества слепых