Более 200 экспонатов - от грандиозных панно до предметов мебели, писем, открыток - можно увидеть на выставке "Пикассо & Хохлова". Она откроется в ГМИИ им А. С. Пушкина 20 ноября. В экспозиции как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике.

Ольга Хохлова - русская балерина, первая супруга величайшего испанского художника. Они познакомились в 1917 году в Риме во время совместной работы над постановкой балета "Парад". Год спустя пара обвенчалась в православной церкви в Париже. Хохлова стала главной моделью нового, неоклассического периода творчества Пикассо. Вместе с покоем и тишиной в его искусство вошли эпические, монументальные формы, вдохновлённые классическим искусством.

Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пикассо и Хохловой, представлен в Белом зале Пушкинского музея. Здесь можно увидеть портреты Ольги, объединённые двумя темами - "Муза и модель" и "Меланхолия". Часть экспозиции под названием "Смена декораций" расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья художника. Раздел "Материнство" и "Поль" раскроют домашний мир балерины, которой был полностью посвящён сыну Пауло, родившемуся в 1921 году.

В середине 1920-х отношение Пикассо к семье изменилось. Новые увлечения в жизни и искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки.

Пара окончательно рассталась в 1935 году, однако оставалась официально женатой вплоть до смерти Хохловой 20 лет спустя.

– Недавно был обнаружен огромный архив Ольги Хохловой, – рассказала Metro директор Пушкинского музея Марина Лошак. – Вскрылось очень много тайн, многие открытия наверняка ещё впереди. Но уже известно самое главное - анатомия этой любви. Она не была розовая, сказочно прекрасной, но показывает подлинную историю жизни Ольги с великим художником, у которой всё равно была только одна невеста, одна жена. Это искусство. Безусловно, жизнь с ним была нелёгкой. Кроме того, большая семья этой женщины осталась в России, жила в очень сложных условиях. В 1915 году Хохлова увидела родных в последний раз. Эта огромная заноза сидела в её сердце всю жизнь. И она отражена в образах Ольги, которую запечатлевал Пикассо. Она практически нигде не смеётся. Лишь время от времени у неё появляется легкая улыбка Джоконды, связанная, в частности, с материнством. В целом её окружает поэтическая печаль. Добавим к этому трудности их отношений: очень бурное начало и такой же яркий, но драматичный разрыв. Здесь история, полная страстей, во всех смыслах этого слова. Мы попытались через искусство предложить её нашему зрителю. Надеюсь, он прочувствует все это - выставка очень эмоциональная.

Немалое содействие в организации выставки оказал Бернар Руис-Пикассо, президент Музея Пикассо в Малаге. Он - внук прославленного художника.

– Этот сундук долгие годы находился в нашем фамильном имении в Нормандии, – указывает он на дорожный кофр размером в человеческий рост. – Он находился в закрытой комнате, куда никогда не заходил. Самым поразительным оказалось увидеть гигантское количество писем, которое содержалось внутри. Стопки писем были перевязаны шёлковыми ленточками. Когда мы начали их переводить, с удивлением поняли: по ним можно полностью проследить историю семьи Хохловой начиная революцией и заканчивая 1933 годом. Потребовалось около десяти лет, чтобы привести архив в порядок, систематизировать. Во многом благодаря этой находке и родилась московская выставка.

По словам Бернара, когда умер Пикассо, ему было 14 лет.

– Для меня он был дедушкой. Очень открытый, тёплый человек, вокруг которого всегда находились семья, друзья, – рассказывает он. – Мы любили большой компанией ходить на пляж. Вообще его образ в моих воспоминаниях отличается от того, что о нём пишут. Мол, Пикассо был очень сложным человеком. Скорее, он был человеком очень страстным, с горячим испанским темпераментом. Думаю, такие дедушки есть и в России.

Руис-Пикассо отметил, что быть внуком художника, которого называют величайшим в XX веке, не столько бремя, сколько привилегия.

– Я рос в окружении искусства, оно всегда было рядом, – поделился Бернар. —  С другой стороны - на мне большая ответственность за свои слова, за пропаганду наследия моего деда. Надо работать с архивами, заниматься фондом, Музеем Пикассо в Малаге. И, конечно, мы стараемся организовывать подобные выставки, чтобы люди могли увидеть произведения Пикассо, дети открывали для себя его искусство. Полагаю, больше всё же приятного и привилегированного в том, что я являюсь внуком великого художника.

Выставка будет открыта до 3 февраля 2019 года.

– Ожидаем обширную аудитория, – заверила Metro Марина Лошак. – Очереди? Мы никогда их не боимся, ведь они стоят всегда. Но, конечно, хочется, чтобы очередей не было и люди не мучились.