В документе говорится, что военнослужащие новой структуры будут участвовать в охране общественного порядка и государственных объектов. Гвардейцы будут принимать участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, поддерживать режим чрезвычайного положения и контртеррористической операции, охранять границу. Предполагается, что Нацгвардию будут привлекать по решению президента.

Днём ранее в состав МВД были возвращены ФМС и ФСКН, получившие в полицейском ведомстве статусы главков. В то же время внутренние войска МВД были преобразованы в Национальную гвардию. К ней также отошли спецназ, ОМОН и вневедомственная охрана (см. инфографику). Возглавит ведомство генерал армии Виктор Золотов, ранее руководивший Службой безопасности президента.

В законопроекте о Нацгвардии, опубликованном на сайте Госдумы, прописаны и конкретные полномочия гвардейцев.

«Военнослужащий войск Национальной гвардии имеет право не предупреждать о своём намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или военнослужащего войск Национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия», – написано в тексте законопроекта.

Нацгвардия также получит, например, право проникать в жильё для пресечения преступления или для установления обстоятельств несчастного случая. СМИ будет запрещено сообщать о местах дислокации соединений Национальной гвардии, персональные данные её служащих и их семей.

– Создаётся полиция №2, если не новый орган госбезопасности, – выразил в разговоре с Metro мнение экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков (в 1982–1992 годах сотрудник КГБ СССР).

Эти опасения развеял зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.

– Всё, чем раньше занимались ОМОН и внутренние войска, будет заниматься и Национальная гвардия, – заверил Metro депутат. – Дополнительных полномочий не добавляется. Правила, прописанные для Нацгвардии, ничем не отличаются от нормативов по другим ведомствам. Они идентичны абсолютно! Вы поднимите закон «О полиции», там точно такие же формулировки. Работники полиции, как и служащие Нацгвардии, тоже могут проникать в жилище, чтобы поймать преступника.

По словам Валеева, у МВД, в связи с выделением из его состава внутренних войск, «никакие полномочия не исчезают».

– Все задачи остаются, – говорит депутат. – Сейчас соединяют воедино структуры, которые раньше были разрознены. Это должно привести к лучшему взаимодействию, координации. Реорганизация идёт в связи с появлением новых угроз. Мы должны собрать силы в единый кулак.