Ко Дню танкиста корреспондент Metro лично побывал в танке, пообщался с танкистами и съездил в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, чтобы узнать, как добывают и реставрируют боевые машины.

Оказалось – это очень сложная, трудоёмкая работа, требующая большого мастерства и деликатности.

- Вот это – Су-100, мы только что двигатель на него поставили, - рассказывает инструктор по технико-технологичной работе с музейными предметами Александр Афиногенов.
С самого утра он весь в работе, его рабочий комбинезон пропитан «грязью» танков. Эксперт указывает чёрным от технической смазки пальцем на сложный прибор – железное сердце стоящего в мастерской массивного танка Су-100.

– Машина собрана из запчастей прапорщиком-энтузиастом, - уточняет Александр. – Человек собирал танк по всему Дальнему Востоку. Пушку взял где-то на полигоне, корпус достал на Камчатке. Верхние бронировки и решётку вентилятора изготовил лично. Сейчас мы приводим машину в парадный вид, будет в экспозиции.

ТАНКИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ

Есть в музее специалисты, которые занимаются поиском танков.

- Существует очень много машин, которые до сих пор не найдены, - говорит Афиногенов. – Это всё из-за проблем с архивом. Во время Великой Отечественной многое не успевали фиксировать. Но кое-что известно. К примеру, немало техники под Великим Новгородом. Там, во-первых, немцы стояли до 1944-го, а во-вторых, в тех местах много болот.

Чаще всего эксперты поисковой группы работают по слухам.

- Есть истории, их местные жители рассказывают, - поясняет Афиногенов. – Из этих историй 85 процентов – сказки. Некоторые говорят, что у них немецкие «Тигры» чуть ли не в огороде закопаны. Поэтому необходимо, чтобы 5-8 разных источников свели всё к одной точке. Тогда на место выезжают специалисты с приборами – магнитометрами, щупами, георадарами. Хоп, нашли железо! Если есть возможность, ныряет водолаз, ощупывает - смотреть в болотах, само собой, бесполезно. Смотрим, кусок ли танка там, или же, если очень повезёт, машина цела.

В экспозиции музея находится легендарный танк Т-34, его назвали «Снайпер». Машину нашли практически неповреждённой.

- Подняли танк почти возле дороги, - рассказывает Афиногенов. – Посмотрели сначала водолазы, затем экскаватор вступил в действие. Вытаскивали на тросах. Экипажа не обнаружили. По всей видимости, танк преодолевал какое-то препятствие, а в этих случаях в машине остаётся только механик. Видимо, там было болото, и механик успел покинуть машину. В танке нашли полное снаряжение – снаряды, патроны, пистолеты, пулемёты, сапоги, противогазы. Сейчас машина на ходу, будет участвовать в параде.

Один из последних танков, найденных специалистами – тяжёлая боевая машина КВ1. Увы, от неё остались только фрагменты. Танк взорвали… свои же!

- Сейчас КВ1 лежит у нас на задворках, - говорит Александр. – Скорее всего, танк повоевал – пробоина есть. В 1941-1942 машина утонула в реке Северский Донец. А в 1947-м на него напоролась баржа с мукой. По каким-то причинам было решено взорвать танк. А поскольку он стоял в воде, машину всю разорвало, так как на танк шло и внешнее, и внутреннее давление. Теперь собирать танк как он есть бессмысленно, проще построить новый. Взрывом его разорвало по швам, повыгибались броневые листы. Так что будем выставлять в экспозицию как есть.

ДЕЛИКАТНЫЕ «НЕМЦЫ»

- Самая деликатная работа – с «немцами», - уверяет Александр. – О них информации мало, приходится многое додумывать. Основная сложность работы реставратора – добыть сведения о технике.

Большую работу эксперт провёл при реставрации среднего немецкого танка Т-3. Пришлось повозиться над двигателем «Майбах-120».

- Вот что интересно – изначально танк был серым, - рассказывает специалист. – А когда начали зачищать краску, выяснили, что его естественный цвет – бежевый. Так узнали, к какому подразделению танк относится. Сейчас он стоит в оригинальном цвете.

Александр признался, что для него отечественная техника – Су-100 или Т-34 – проста, как автомат Калашникова.

- Всё известно, понятно, руки сами знают, что делать, - улыбается Александр. – А «немец» - у него вроде бы всё то же самое, но везде свои нюансы. Понимаете, немцы слишком уж увлеклись изобретательством. Машины у них навороченные, но сложные в ремонте. А во время боевых действий нужно, чтобы машину мог любой тракторист отремонтировать. В Т-34 гораздо меньше нужно разбирать, чтобы добраться до какого-либо агрегата. А у немцев почти полтанка надо разобрать, прежде чем доберёшься до нужной детали. Но у них зато была очень хорошо поставлена служба ремонта. Наши машины отходили в недалекий тыл, и ремонтировалась экипажем, а немцам приходилось отвозить технику в глубокий тыл, на месте только мелочь ремонтировалась.

METRO В ТАНКЕ

Для проведения занимательного эксперимента под названием «стать танкистом на пять минут» мне подобрали замечательную модель - Т-80БВ. Это современная боевая единица, которая используется во многих странах мира.

Увидев массивный зелёный корпус и огромное дуло пушки, я сразу почувствовал щенячий восторг. Что ещё нужно для счастья человеку, который в детстве часами возился с моделями танков и не мог «отлипнуть» от игры «Танчики»?

Сначала мне предложили надеть форму танкиста. Это была, признаюсь, крайне непростая задача. Я долго выворачивал её так и сяк, пытаясь понять, куда нужно продеть ноги. Справившись наконец с этим заданием, я водрузил на голову шлем и, пыхтя как ёжик, взобрался на танк.

На башне – два открытых люка, внутри горит свет. Я лезу на место командира. И сразу начинается паника! Виновата клаустрофобия. Место очень уж тесное.

- Вот тут у вас прицел, а здесь, смотрите, отверстие для пулемёта и пульт для управления огнём, - равнодушным голосом говорит хранитель музея в Кубинке Денис Нечаев. Ещё бы, он-то всё это уже видел не раз.

Сам он сел на место наводчика. Это ответственная профессия, ведь наводчик отвечает за вращение башней и, самое главное, за пушку.

Между нами – место для снарядов, они подаются автоматически. Что ж, впечатляет. Но на этом приключение не заканчивается.

Я с трудом подтягиваюсь на руках, чтобы выбраться из люка, а потом спускаюсь с башни к ещё одному маленькому отверстию – это уже место механика-водителя. Слева вижу приборы-показания, как в машине: давление, масло. Под ногами педали газа, тормоза и сцепления. А ещё здесь есть счётчик для определения заражения местности.

На месте механика становится как-то не по себе. Если командир и наводчик хотя бы сидят рядышком, то механик – совсем один. И, к тому же, в ещё более замкнутом пространстве. Наверное, будь я танкистом, всё-таки предпочёл бы место командира. И покомандовать можно, и из пулемёта пострелять!

ИНТЕРЕСНЫЕ ТАНКИ

Старший экскурсовод музея в Кубинке Татьяна Сусляк рассказала Metro о самых интересных танках.

«В 1958 году был выпущен танк Т-55 – первый в мире танк с комплексом противоатомной защиты, - рассказывает Сусляк. - Танк, который до сих пор стоит на вооружении многих стран мира. Этот танк не боится ядерного взрыва. В нём есть специальное усиление брони, так называемый «подбой», свинцово-резиновый. Главное в таком танке – это стоп-защита во время ядерного взрыва, она существует для того, чтобы ударная волна не вывела из строя экипаж и технику. Внутри машины ставятся два нагнетателя воздуха, на башню устанавливаются локаторы, которые срабатывают на яркую вспышку света, на гаммо-излучение. Когда взрыв происходит, танк тормозит, перекрываются все возможные доступы воздуха снаружи, танк становится полностью герметичным. Включаются нагнетатели. Танк, даже если, условно говоря, в нём будут жать на педаль газа, никуда не сдвинется. Он как бы приседает и стоит. Когда проходит взрывная волна, он всё это выдерживает. И после может идти в атаку. Одна беда – после ядерной атаки танк нужно закопать, он становится радиоактивным. Зато, согласно данным исследований, экипаж получает небольшую дозу радиации, и жизнь потом идёт нормально. Эксперименты проводили на крупных собаках. Защита эволюционировала, теперь в танках установлена защита от оружия массового поражения. И противоатомная защита, и химическая, и бактериологическая».

«Первый основной боевой танк в нашей стране – это Т-64, - продолжает Сусляк. - Танк был построен в Харькове, на заводе Малышева, под руководством Сан Саныча Морозова. Танк, который стал революционным прорывом, его еще называют самым секретным танком советской армии. Танк, который никогда не продавался. В 1968 году появилась его модификация Т-64А со 125-мм пушкой, танк, в котором три члена экипажа, танк, в котором исключили заряжание, оно стало механическим. Первый советский танк с многослойным бронированием. Об этом танке не распространялись. Рассекретили в 1990, когда упал Железный занавес. Когда танк показали представителям стран НАТО, они были в восторге и сказали, что не знали, что в СССР есть такой хороший, мощный танк. В боевых действиях он практически нигде не участвовал. Его пытались использовать в войне с Афганистаном, 79-89 годы. Но там он себя не проявил, там пригодились наши рабочие лошадки Т-55 и Т-62, они были лучше приспособлены к тем условиям. А у Т-64 были проблемы с двигателем. Т-64 участвовал в боевых действиях в Приднестровье».

«Венцом танкостроения является «Армата»? Наверное, но до конца нам этот танк не показали, - отметила Сусляк. - Сейчас весь мир смотрит на Т-90 и его возможности. Это замечательный танк, который признан всем миром, он стиоит на вооружении многих стран мира, и является основным в российской армии. «Армату» если примут на вооружение, это будет один из самых передовых танков в мире. Пока информации о нём много не дают, но что-то интересное будет. То, что экипаж в единой капсюле сидит, это мы уже пробовали – на ракетных опытных танках. Думаю, он будет интересным по боевым возможностям, и по скорости. Мы всегда выигрываем за счёт скорости и точности ведения огня с ходу. Почему заглохла «Армата» на параде? Это же машина, которая не всегда зависит от человека. На автомобиле тоже такое может случиться – вроде ехал нормально, но чего-то машина вдруг встала».