Алексей Горяйнов, признанный лучшим машинистом Московского метрополитена, рассказал Metro о своей профессии, об особенностях рабочего графика и назвал самую красивую станцию.

- Как выбирают лучшего машиниста столицы?
Сначала проводятся конкурсы во всех 18 московских депо, а уже их победители принимают участие в главном экзамене. Теоретическая часть состоит из 25 вопросов, на которые даётся десять минут. Что будет в практической части – неизвестно. Возможно, имитация поломки состава. Возможно, управление тормозами резервным краном или остановка первого вагона у знака рейки. Практический экзамен сдавал на "Третьяковской", во время работы метро, ведя резервный состав без пассажиров. Я набрал больше всех баллов.

- Почему вы решили связать жизнь с подземкой?
Профессионально занимался хоккеем, но потом понял, что больших высот не достигну, не стоит обманывать себя и других людей. Взял огромный гвоздь, вбил в шкаф и повесил на него коньки. На этом моя спортивная карьера закончилась, хотя потом ещё тренировал детишек. И тут жена спрашивает: "Не хочешь пойти в машинисты?" Поначалу отнёсся скептически. Через два года слышу от неё тот же вопрос. И я сдался. Даже не имея технического образования, получал удовольствие от учёбы. Именно тогда здорово натренировал память – давали массу информации. Всё свободное время я отдавал учёбе. Закончил с грамотой на одни пятёрки. Уже три года работаю машинистом, люблю свою профессию.

- Сколько времени проводите под землёй?
У меня лучший график в мире. (Улыбается.) Смена длится шесть-восемь часов. В семь утра начал – в час закончил. В два я дома, впереди практически целый день! На отдых машинистам предусмотрено не менее 12 часов, поэтому следующая смена – с четырёх до десяти вечера. Тоже остаётся много свободного времени. Есть возможность меняться сменами с коллегами.

- Много за день успеваете проехать?
Могу работать на манёврах, то есть оборачивать составы на конечных станциях или выводить составы из тупика и заводить обратно. А могу целую смену кататься на линии. Бывает, сижу в резерве на случай, если кто-то заболел.

- Чем наше метро отличается от зарубежного, не считая своей красоты?
Очень коротким интервалом движения поездов. Наверное, он самый маленький в мире. В час пик выезжаю на станцию и вижу хвост состава, который ушёл оттуда 30 секунд назад.

- Что чаще всего сообщают пассажиры, пользуясь кнопкой "Связь с машинистом"?
Пассажиры у нас бдительные. Если видят, например, забытую сумку, драку или человека, которому стало плохо, дают знать. Сразу докладываю диспетчеру.

- Какая станция метро у вас любимая?  
"Комсомольская-Кольцевая". Самая красивая в Москве. А на моей линии, Калининской, все станции хорошие, родные.