Московские музейщики и историки бьют тревогу, призывая отказаться от традиции тереть нос бронзовым фигурам собак на станции метро "Площадь Революции"

Обычай придумали ещё в 70-е годы студенты Бауманского университета. Якобы это помогало сдать экзамен. Со временем примета стала популярной у всех москвичей, не только у студентов. В результате носы у животных сегодня затёрты до блеска.

– По моим наблюдениям, к каждой собаке подходит по 5–10 человек в минуту, – рассказал Metro историк, москвовед Павел Гнилорыбов. – Считаю, что нужно изначальные скульптуры отправить в музей, а в метро разместить точные копии из менее ценных материалов.

У всех четырёх собак на станции ярко блестят носы.

У всех четырёх собак на станции ярко блестят носы.

Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Фото:

Впрочем, в Музее архитектуры им. Щусева не согласны с такой инициативой.

– Проблема решается элементарно: ставится по милиционеру рядом с каждой собакой, и любой, кто до неё дотрагивается, получает штраф за порчу памятника истории культуры, – говорит директор музея Елизавета Лихачёва. – Когда первым людям придётся заплатить по 5 тысяч рублей, желание пропадёт у всех.

По словам Лихачёвой, проблема гораздо более серьёзная, чем кажется.

– То, что мы наблюдаем, переходит все разумные границы, это коллективное бессознательное. Пассажиры не только обтирают всех собак, но прикладывают к ним детей как к мощам, едва ли не целуются с ними. Что за язычество в православной стране? Вскоре будет разрушен защитный слой – патина – и собачьи носы в буквальном смысле протрут до дыр. Мы с коллегами не раз привлекали внимание к проблеме, но получили много неоднозначных отзывов. Главный из них – зачем вы, злобные музейщики, накинулись на милую московскую традицию? Мы готовы оказать метрополитену поддержку, провести исследовательские работы для последующей реставрации. Ещё немного, и мы рискуем навсегда потерять эти скульптуры, их придётся отливать заново.


Почти сто лет истории

"Пограничник с собакой" и 75 других бронзовых фигур на станции "Площадь Революции" были выполнены в 30-е годы в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством Матвея Манизера.


Авторы: Дмитрий Роговицкий, Ольга Кабанова