Новости

Когда будет пик коронавируса и сколько будет умерших в Москве: мнение учёного

Он предупредил и о второй волне
Когда будет пик коронавируса и сколько будет умерших в Москве: мнение учёного
Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок
Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок
Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок
Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок1/2

Доцент физического факультета МГУ им. Ломоносова Михаил Тамм в интервью Metro дал прогноз относительно распространения в Москве эпидемии коронавируса.

По словам учёного, ситуация, в которую мы попали (быстрое распространение вируса в популяции, полностью лишённой иммунитета), довольно сильно отличается от того, что эпидемиологи привыкли чаще всего наблюдать: сезонный грипп, детские болезни, вспышки кори при снижении доли привитых и т. д.

Тем не менее в плане вычислений нынешняя пандемия не так сложна.

– Базовые модели теоретической биологии в данном случае работают прекрасно, – уточняет Тамм. – Они совершенно понятны и в каком-то смысле вполне просты, хотя оттого не менее пугающие.

Я работаю в рамках моделей, предложенной зарубежными коллегами. Речь главным образом о модификации модели SEIR (Susceptible – Exposed – Infected – Recovered), разработанной в университете Базеля. Она учитывает два самых важных параметра болезни – летальность и базовый коэффициент воспроизводства инфекции. Он равен числу людей, которых может заразить среднестатистический инфицированный.

В Москве до введения ограничительных мер этот коэффициент составлял 3,8. Сейчас он заметно снижается, но до какого уровня его удастся снизить, пока неясно. Для того чтобы эпидемия пошла на спад, нужно опустить его ниже единицы. Что касается летальности, мнения расходятся. Я использую оценку в 0,7-1%.

"В конце апреля начнётся снижение смертности"

Исходя из вычислений, в Москве пандемия ещё не достигла пика. Многое будет зависеть от того, насколько эффективно работают меры карантина. Хотя бы приблизительно понять это можно будет к концу следующей недели.

Но некоторые прогнозы можно делать уже сейчас.

– При оптимистичном раскладе максимум смертности придётся на 20-25 апреля, потом начнётся медленный спад, – утверждает Тамм. – Надеюсь, в таком случае к середине – концу мая можно будет потихоньку снижать уровень строгости карантина.

При пессимистичном раскладе эпидемия продолжит разгораться, хотя и медленнее, чем сейчас, так что придётся принимать дополнительные меры сдерживания. Но даже если эпидемия утихнет, мы будем совершенно не застрахованы от её второй волны. И если к тому моменту у нас не будет повсеместного, легкодоступного, качественного и быстрого тестирования, то эту вторую волну мы тоже упустим и придётся выбирать – десятки тысяч жертв или локдаун.

"Полагаю, в Москве заразится около 100 тысяч человек"

Введение в столице карантинного режима помогло избежать гораздо более серьёзных последствий, подчёркивает учёный.

– На момент введения карантина в Москве было, насколько я помню, всего 6 или 7 умерших. Если бы такие меры приняли дней на 5 раньше, заражений в итоге оказалось бы меньше. Однако тогда было бы очень сложно объяснить людям, зачем всё это.

Кстати, если бы такой режим не ввели вовсе, вплоть до сегодняшнего дня не изменилось бы ничего: больные, которые сейчас в клиниках, заразились ещё до карантина. Но на следующей неделе и позже разница стала бы очень существенной.

Все сейчас со страхом смотрят на рост числа заболевших – цифра увеличивается на 15% в день. Без карантина такой же рост был бы нам гарантирован до конца апреля, когда заболевших оказалось бы в 10-20 раз больше, чем сейчас.

Тамм предполагает, что в Москве число жертв коронавируса не превысит несколько сотен человек.

– Результаты вычислений очень чувствительны к небольшим неточностям измерения параметров, но очень надеюсь, что жертв будет меньше тысячи.

Что касается общего числа заражений, относительно надёжно этот показатель можно будет определить только в будущем, проводя тесты на антитела в случайной выборке населения. Полагаю, в Москве будет около 100 тысяч заражённых. Этот показатель может оказаться несколько ниже. А может и значительно выше, если выяснится, что бессимптомных случаев заражения больше, чем мы сейчас думаем.