В этом году исполняется 10 лет с момента вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы. Metro проанализировало, как изменилась за это время одна из самых важных транспортных сетей столицы, а именно – Московский метрополитен

За последние десять лет подземка стала больше на 56 станций. Появились современные поезда, новая система оплаты проезда, открылось Московское центральное кольцо, было начато строительство Большой кольцевой линии, которая станет самой длинной в мире (70 километров!). И прямо сейчас, когда многие москвичи сидят дома на самоизоляции или на "удалёнке", где-то в подземке работает тоннелепроходческий щит. А вместе с ним и огромная бригада строителей, благодаря которым развитие метро идёт невероятными темпами.

Любопытно, что многое из того, что было сделано за последние десять лет в метрополитене, сыграло на руку именно сейчас, во время пандемии. Например, новые поезда "Москва" и "Москва-2020", оснащённые сквозным проходом между вагонами (а за счёт этого и большей площадью), помогают пассажирам лучше держать социальную дистанцию. А открытие новых веток и увеличение количества станций позволили снизить нагрузку на наземный транспорт, что, в свою очередь, избавило пассажиров от пребывания в очередях на остановках.

При этом, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в городе, столичные власти решили удвоить московское метро.

– Мы приняли решение об удвоении московского метро, чтобы передвижения внутри города были комфортными и быстрыми, – сообщил Сергей Собянин. – Сегодня 70% этой программы уже принято.  Будем и дальше её продвигать.

По словам мэра, население в Москве увеличивается, и, чтобы город "не захлебнулся", нужно активно расширять подземную транспортную сеть.


Беспрецедентные темпы развития

  • 170 км линий метро и МЦК построено в Москве.
  • 87 – столько открыто станций метро и МЦК.
  • 5  – столько электродепо открыто в Москве: "Митино", "Братеево", "Солнцево", "Лихоборы", "Руднево" (сейчас идёт строительство ещё трёх новых электродепо: "Столбово" Сокольнической линии, "Южное" Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линий, "Аминьевское" Большой кольцевой линии).
  • 2016 – в этом году открыто движение по Московскому центральному кольцу.
  • 2018 – в этом году открыт первый участок Большой кольцевой линии со станциями "Петровский парк", "ЦСКА", "Хорошёвская", "Шелепиха" и "Деловой центр" (завершить строительство планируется в 2022 году).
  • 3344 – столько вагонов произведено.
  • 67 – на столько процентов выполнена программа удвоения метро.
  • 60 – на столько процентов выполнена программа обновления поездов метро.
  • 15 – средний возраст подвижного состава на сегодняшний день (ранее поезда эксплуатировались около 22 лет).

Когда Сергей Собянин только анонсировал программу метростроения, мы, проектировщики,  были очень рады. Раньше, при Брежневе, например, объявлялись примерно такие цифры: 45 километров линий в пятилетку. И они не были выполнены. А тут мэр назвал масштабные и просто неслыханные цифры, и никто даже не поверил в них. И ведь всё выполняется и строится до последнего километра! Опасность  была только в том, что при таких темпах и при таких объёмах станции будут делать типовые. К нам в "Метрогипротранс" даже приходил заказ на разработку типовых станций для вот этой программы. Мы сделали. Проработали все возможные варианты для того, чтобы ускорить процесс. Но в то же время стали писать письма Собянину с просьбой не упрощать архитектуру станций, не возвращаться к хрущёвскому периоду, когда все они были одинаково просты. Нашу просьбу Сергей Семёнович понял и принял. Сказал, что в Москве не будет одинаковых станций, все будут уникальными. И слово своё сдержал. Мы продолжили работать над архитектурой каждой станции. Раз в Москве был уникальный метрополитен, он должен таким и остаться. Поэтому сейчас каждая станция по архитектуре своей удивительно хороша и удивительно профессиональна. Конечно, они отличаются от построенных в 50-е годы прошлого века станций. То, что творится под землёй, – это тенденция современной архитектуры. Она не может быть иной, главное, что она не типовая и не упрощённая. Многие мировые мегаполисы даже берут с нас пример. Я точно знаю, что в Италии, Франции, Венгрии архитекторы снимают кальки с наших станций и берут за основу стандарты нашей архитектуры.

Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России


Карта "Тройка" и лучшая билетная система в мире

Билетная система Москвы получила международную премию Transport Ticketing Global – "Лучшая умная билетная система – 2020".

90% пассажиров оплачивают поездки на общественном транспорте картой "Тройка".

35 миллионов карт "Тройка" выпущено в Москве на сегодняшний день (помимо традиционного формата карту выпускают в форме браслетов, брелоков, колец, жетонов, вкладышей и наклеек).


Для тех, у кого нет "Тройки", мы оборудовали инфраструктуру метрополитена устройствами для бесконтактных платежей. Кстати, Москва – первый в России и Европе город, где появилась такая функция.

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта


Я с детства увлекаюсь коллекционированием. Когда появились "Тройки", начал коллекционировать и их – понравилась идея. У меня есть все лимитированные карты (около 1000 штук!), кроме раритетных. Самые любимые "Тройки" – на транспортную тематику, например, выпущенные к открытиям или юбилеям станций метро. Скоро, кстати, будет год с момента запуска МЦД в Москве. Все коллекционеры очень ждут "Тройку" в честь этого события. И я тоже!

Олег Облачный, коллекционер