Лучшая станция не сохранилась 

Открытие первой очереди метрополитена в Москве – это событие невероятного масштаба.

Моя любимая станция первой очереди метрополитена – это станция известного конструктивиста архитектора Николая Ладовского, которая не сохранилась, – «Лубянка». В 1974 году там была реконструкция, вызванная отсутствием среднего зала, который был нужен пассажиропотоку, и необходимостью второго выхода на поверхность. Она была удивительно красивой станцией: чистый стильный конструктивизм.
Из сохранившихся на сегодняшний день станций я выделю «Красные ворота». Это классика, это начало того направления, которое потом назовут классической советской архитектурой, сталинским ампиром. К сожалению, она менее популярна у публики, чем «Кропоткинская», но это очень достойный объект. И ещё интересна «Библиотека имени Ленина» – первая односводчатая станция в Москве.

Московское метро обрело свой стиль 

По указанию партии метрополитен начали строить как "дворец для народа".

Из станций, построенных в конце 1930-х годов, можно смело отметить несколько, каждая из которых – это классика московской подземной архитектуры. Будь то «Динамо» со своей спортивной тематикой и знаменитыми медальонами или сводчатые верха станции «Аэропорт». Но самая интересная, на мой взгляд, станция Душкина «Площадь Революции» со своими согбенными скульптурами Манизера, которая многими воспринимается как кич в архитектуре. Великий Манизер и великий Душкин сошлись под красными арками, где стоят символические скульптуры рабочих, военных, матери и ребёнка, собачек, петушка. Это настолько удивительное сооружение: его просто в природе не должно было быть никогда! С точки зрения прагматизма – это дикость. Но именно дикость превратилась в один из ярчайших символов той эпохи.

Старались - строили, несмотря на войну

В годы войны метро строили, чтобы показать всему миру, Германии, Америке и себе, что Москва жива.

В период войны произошло интересное явление. Вроде бы как страна воюет, всем тяжело, но метро строится. Почему? Потому что надо было доказать всем, что страна и Москва живы. Хотя вроде бы особой необходимости не было – появится пяток станций или не появится. Самое удивительное, что в этот период открывается сверхдекорированная станция «Новокузнецкая». Мозаики, росписи, рельефы, барельефы, фигурные скамьи, мозаичные полы, сверхсветильники невероятной формы и содержания. Кстати, на торце перехода на «Третьяковскую» есть флорентийская мозаика с изображением архитектора станции Ивана Таранова. Эта дикая насыщенность декора даже переходит рамки профессионализма. Но станция существует, и «Новокузнецкая» есть «Новокузнецкая». Удивительно, что это было во время войны.

Вся Кольцевая линия – это одно событие

После войны создали незаменимую Кольцевую линию. Архитектор считает, что она неделима на части.

Война закончилась, и началось активное строительство Кольцевой линии. Её можно смело, не разбивая на станции, где одна лучше другой, назвать архитектурным явлением, которое дошло до предела, до совершенства стиля. Но я выделю «Павелецкую». Она относится к таким станциям, которых не было и нет, потому что в ней ордер (определённый порядок архитектурных элементов. – Прим. ред.) классический – с капителями, с колоннами, с базами – весь выточен из мрамора. То есть все колонны, капители сделаны из лекального камня. Вся облицовка уникальна, потому что в ней каждый камушек подогнан под другие, все аккуратные. Люстры шикарные. Это та самая классическая станция, единственная на всём кольце. Ну, и ещё выделю её, потому что в доме над ней я уже 40 лет работаю и без неё уже не вижу своей жизни.

Вдруг появились всплески "высокого"

Архитекторы снова стали архитекторами, а не "подсобными рабочими для строителей".

В 1970-е годы, после дешёвых станций-«сороконожек» Филёвской и Калининской линий, построенных при Хрущёве, появились какие-то архитектурные всплески. И если о них говорить, то это, конечно, станции глубокого заложения – «Кузнецкий мост» и «Пушкинская». Выделим «Кузнецкий мост» работы великой Нины Александровны Алёшиной, до последнего дня работавшей в «Метрогипротрансе». Для метро той эпохи и вообще для Москвы это был «подземный взрыв» – культурный и архитектурный. Под землёй на станции начали строить мраморные арки, гранитный пол, тянутые светильники. Чистота стиля получилась невероятная, простор потрясающий, боковые залы, где ритм арок с колоннами по своему настроению совпадает с ритмом приходящих и уходящих поездов. Появился наземный вестибюль в глубине наземного квартала – народ входил на «Кузнецкий мост» как полагается.

Начало нового века 

В период перестройки станции строили «по лопате грунта в год», поэтому станции середины 2000-х на самом деле были спроектированы довольно давно.

В начале нового века руководство метрополитена поняло, что должна быть архитектура, а не просто кафельная плитка. Поэтому случилось возрождение, к которому нужно прежде всего отнести «Сретенский бульвар», «Трубную», «Достоевскую» и «Марьину Рощу». Они явились эпохальным событием, правда, строились почти 20 лет. Здесь интересна станция «Сретенский бульвар». Она выполнена в чётких исторических традициях московского метро. Строй центрального зала сделан в стиле 1930-х годов. Это по сути ордерная система, где идёт чёткий ритм пилонов, есть световые ниши, в которые поставлены монументальные произведения с видами Бульварного кольца Москвы автора Ивана Лубенникова. Синтез архитектуры и декоративного искусства является сильной стороной этой станции. Есть очень своеобразный боковой зал. К тому же станция, находясь под «Тургеневской» и «Чистыми прудами, - самая нижняя, строить её было невероятно сложно.

Метро вернулось к истокам

Новейшие станции метро выполнены по индивидуальным проектам, где не скупились на красоту. Они большие, чистые, сверкают камнями и металлами

Последние годы – это возврат к истокам, это вновь «дворец для народа». Абсолютно блестящие станции последнего периода – это «Новокосино», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Битцевский парк», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово». Лично мне нравится «Битцевский парк». Почему? Сводчатая станция, абсолютно ассиметричная. С одной стороны путевая стена, на которой изображено, как кони бегают, собачки прыгают, дамы с зонтиками ходят, деревья растут, она выполнена в интересной технике росписи по стеклу. С другой стороны стены вообще нет, и свод опускается до самого цоколя. С той высокой стены встроенные светильники светят в определённые ниши. Ассиметрия, которая не характерна для метро, вносит сумасшедшее представление о пространстве. Кони там «бегают», кстати, из-за битцевского конного комплекса.
Но для меня метрополитен ценен целиком, как единый организм.