Режиссёр Александр Голованов решил рассказать на своём сайте про 80 причин, за которые он любит московское метро. В своём многостраничном труде он попытался продемонстрировать наиболее интересные и малоизвестные факты о столичной подземке.

Как заявил Metro автор проекта, он в течение долгого времени изучал историю метро и теперь готов поделиться со своим читателями тайнами, которые скрываются за массивными стенами подземного мира Москвы.

-Когда было 150-летие лондонского метро, я наткнулся на аналогичный проект и вот - ко мне пришла мысль сделать 80 таких же пунктов про московское. Про что-то я прочёл, что-то узнавал лично, в итоге накопилось большое количество информации. Я собирал это столько, сколько я езжу на метро, - сказал он.

Вот лишь некоторые факты, которые раскрыл для Metro Голованов:

11. Существует Медведковский метромост через Яузу, невидимый для пассажиров.
Лужнецкий мост вспомнят, наверное, все; затем придёт в голову мост возле «Киевской»; небольшой мост над Яузой и очень большой вдоль проспекта Андропова уже сложнее вспомнить, а про тот, что между «Мякинино» и «Волоколамской» тем более. Про Медведковский скажут единицы.

32. Фонтан на станции «Римская»
«Римская» весьма примечательна во множестве отношений. С каким-то особым уважением отнеслись тут к декору. Отсутствуют указатели посреди зала, которые могли бы испортить перспективу или скрыть Мадонну с младенцем, «инфосос» скромно прижался к колонне. Но, конечно, особо занимателен тот факт, что на станции есть фонтан. Сразу за скульптурами младенцев Ромула и Рема, присевших на колонне, находится стена, по которой стекает вода. Этот фонтан — единственный в Московском метро, скромная попытка сделать что-то новое в архитектуре подземки, отражение эпохи поисков нового стиля в девяностые, как и вся остальная Люблинская линия.

58. О начале строительства Московского метро.
Датой рождения Московского метро считается 15 мая 1935 года. В семь часов тридцать минут со станции «Сокольники» отправился первый поезд. Но на самом деле метро открыли немного раньше для посещения, а уж строить пытались начать ещё при царе. Конец ноября 1931 года — та дата, когда в Москве было начато строительство метро возле дома номер 13 на Русаковской улице.

66. В Московском метро полно окаменелостей в стенах станций.
Едва ли на них теперь охотятся: увлечённые палеонтологией люди составляют каталоги окаменелостей, но большинство пассажиров подземки даже не догадываются, что прячут каменные плиты множества станций. Где-то, как на Краснопресненской, ракушки скромны — их надо искать среди причудливых пятен и нитей красного мрамора; на Парке Победы же надо специально искать пилон без единого древнего моллюска, причём есть срез полуметровой раковины.

73. Метро в войну. Строительство Новокузнецкой
В начале главной трагедии советского народа — Великой отечественной войны — было много паники и решений сгоряча. Среди прочего в сорок первом начали рубить электрокабель, снимать эскалаторы, готовить к эвакуации вагоны — метро хотели уничтожить, чтобы оно не досталось врагу. Однако затем вспомнили старую формулу: «если в городе ходит трамвай, значит в нём советская власть». «Новокузнецкую» соорудили как раз в 1943 году. То, что казалось безумием — строить метро во время войны — вселяло в людей веру в то, что гитлеровцы будут побеждены, а мирная жизнь будет восстановлена.

-Метро для меня - это удивительно сложная система и многогранная система, которая каждый день работает как часы, - добавил автор.

Напомним, что сегодня столичная подземка празднует своё 80-летие. В честь этого знаменательного события московский метрополитен запустил исторический сквозной поезд, архитектор Шумаков рассказал о любимых станциях, знаменитые работники метро поделились своими воспоминаниями, а репортер Metro проследил как совершенствовались поезда с течением времени.