Заводу, расположенному на берегу Волги, уже 120 лет. За это время здесь выпускались не только вагоны поездов, но и трамваи, лесовозы, а в годы Великой Отечественной войны тут действовала танкоремонтная база Калининского фронта, о чём свидетельствует памятная табличка на фасаде заводской столовой. Рядом стоит зелёный пассажирский вагон, знакомый каждому с детства. Напротив – словно для контраста – высится красавица "Иволга 2.0", окрашенная в цвета российского триколора.

Именно эти поезда в ноябре нынешнего года начнут курсировать по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров – МЦД-1 и МЦД-2. Его уже нарекли наземным метро. Проект предполагает реконструкцию сквозных линий железной дороги в столице и Московской области и организацию на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов. Первые маршруты запустят от Одинцово до Лобни и от посёлка Нахабино до Подольска.

Перевозить пассажиров здесь будут 39 поездов "Иволга" обеих серий. На начальном этапе они станут ходить в смешанном режиме с обычными электричками. На втором этапе к 2021 году планируется полностью обновить парк поездов.

В пятницу в Твери презентовали "Иволгу" второй серии. По словам Артёма Царева, директора по развитию диаметральных маршрутов Центральной пригородной пассажирской компании, которая закупает "Иволги" для столичного региона, было собрано более двух тысяч пожеланий пассажиров о том, что можно улучшить по сравнению с первой серией электропоезда. В результате в новом составе увеличено число USB-зарядок (теперь они в каждом кресле), поручней, информационных экранов. Появились столики между сидениями и так называемые прислонные кресла. Доработан дизайн состава, в том числе "маска" кабины головного вагона.

Новая семивагонная "Иволга" способна одновременно перевозить 2267 пассажиров. Двери стали более широкими, 140 сантиметров. Это размер полутораспальной кровати. В одну дверь смогут одновременно зайти два взрослых мужчины с чемоданами.

Состав сконструирован как трансформер. Сидячие места можно перекомпоновать, добавив вендинговые аппараты, стойки для велосипедов. Бестамбурное пространство и сквозные проходы между вагонами обеспечивают равномерное распределение пассажиров внутри поезда. Это увеличивает скорость посадки и выхода пассажиров на 15 процентов.

В составе предусмотрено адаптивное освещение.

– С утра нам хочется проснуться, и не всегда кофе в этом помогает, – говорит Кристина Дубинина, директор по стратегическому маркетингу "Трансмашхолдинга", в состав которого входит Тверской вагоностроительный завод. – Такое освещение помогает проснуться за счёт специально подобранной тональности света. Вечером нам, наоборот, хочется успокоиться, забыть о работе, стрессах. Освещение в это время поможет расслабиться, будет более мягким, тёплым. Также в вагонах есть система обеззараживания воздуха и постоянный мониторинг наличия углекислого газа внутри состава. Воздух ежесекундно проверяется, он всегда идеально чистый. Добавим к этому гигиенические санузлы. Там всё сенсорное, вы ни к чему не прикасаетесь. Те, кто боятся бактерий, могут быть абсолютно спокойны.

Наконец, у новой "Иволги" более плавное ускорение и усовершенствованные дисковые тормоза. Подвеска отрабатывает любые резкие движения состава таким образом, что пассажир ничего не замечает.

– Это первый городской электропоезд, на сто процентов разработанный в России, – резюмирует Дубинина. – Над ним трудились в инжиниринговом центре, который насчитывает более тысячи специалистов в Твери, Москве, Новочеркасске. Совместными усилиями они создали это чудо, которое практически полностью состоит из отечественных комплектующих. Если первая "Иволга" летала, то это уже просто космос!