Едва переступив порог музея, вы попадаете в другую реальность, возникает ощущение чего-то паранормального, инопланетного. Поляна с зелёной травкой, опускающаяся от окна к полу, кокосовая пальма, растущая из горки песка, картофелина, подключённая проводами к музыкальной системе, куча из сотен скомканных листков бумаги... Всё это – экспонаты выставки “Творческий метод”. Она посвящена приёмам, которые используют художники в своей работе.

Выставка во многом критическая. Её создатели иронизируют над искусством, которое по-прежнему довольно однообразное.

– Мы часто видим похожие работы, сделанные разными авторами, – отмечает куратор выставки Алексей Шульгин. – Художников много, а приёмов – не очень. Надо использовать в искусстве больше технологий, идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Смысл искусства и есть в том, чтобы двигаться дальше. Мы провели исследование, попытались типологизировать методы, творческие приёмы, которыми пользуются художники, и вместе с тем показать: ребята, очень много людей делает то же, что и вы. Не пора ли заняться чем-то другим?

Экспонаты лишь на первый взгляд кажутся непонятными. Присмотревшись к ним, прочитав пояснение на табличке рядом, вникаешь в суть вопроса. Так, у подножия бумажной кучи разбросаны фотографии похожих арт-объектов: сложение одинаковых вещей в форме пирамиды – распространённый приём в архитектуре.

“Электрическая” картошка, “кривой” газон символизируют связь природного и информационного, индустриального. Превращение физических явлений, в том числе света и звука в предметы искусства – тоже популярный художественный метод, поясняет Шульгин.

Кокосовая пальма отсылает нас к модной ныне теме национальной идентичности. Этот экспонат придумала молодая русская художница из Алма-Аты Зоя Фалькова. Сделав ДНК-тест, она обнаружила у себя 0,92 процента папуасской крови.

Арт-объект “Декоммунизация” – классическое изображение идеологов коммунизма Маркса, Энгельса, Ленина, Мао Цзэдуна – здесь имеет не политический подтекст. Оно обработано различными цифровыми фильтрами и обыгрывает приём совмещения образов, знакомых нам с детства, с креативными идеями ради получения новой интерпретации.

В отдельном, затемнённом зале музея каждый превратится в художника. На большом экране высветятся контуры вашего тела, и этот человечек будет в точности повторять ваши движения. Сжав руку в кулак и водя ей по воздуху, вы сможете рисовать виртуальные разноцветные произведения. Раз в несколько секунд система делает скриншоты этих картинок, они остаются в памяти компьютера.

– Хотя выставка критическая, здесь нет никакой помпезности, давления на зрителя, – резюмирует Шульгин. – Она сбалансированная, мы не выделяем какой-то доминирующий приём, показываем совершенно разные творческие методы – от фотографии до интерактивной проекции. Здесь можно с интересом провести время и посмотреть на вещи, которые вас удивят.

Выставка будет работать до 6 октября. Вход 100 рублей.