В четверг в столичном ГУМе бесплатно раздавали мороженое по случаю празднования Дня ГУМовского мороженого. Metro побывало на событии, а также связалось с генеральным директором Союза мороженщиков России Валерием Елховым. Он рассказал Metro о производстве мороженого в России, о том, какие экзотические вкусы мороженого производят в Европе, а также успокоил потребителей, заявив, что мороженое - совсем не вредно для здоровья.

Повлиял ли кризис на индустрию мороженого в России?
Конечно, кризис влияет. В производстве мороженого используют сырьё: сливочное масло, сухое молоко, сливки, сгущёнку, сыворотку и так далее. У нас наблюдается дефицит этих продуктов, поэтому многое приходится завозить. Из-за этого цены на мороженое подскочили на 20-25 процентов. И это повлияло на спрос.

Мы заметили, что в 2015 году производство растёт медленнее, чем в предыдущие годы. В целом же, отрасль производства не увядает. У нас 98 процентов мороженого, которое находится на рынке, производится фабриками, расположенными на территории России. Да, у нас есть привозное мороженое, но оно дорогое и рассчитано на крупные супермаркеты. Всё остальное мы обеспечиваем себе сами. По ассортименту, по упаковке, по цене мы конкурентоспособны и существуем в одном ряду с крупнейшими европейскими образцами.

Какие виды мороженого существуют?
Согласно техническому регламенту "Безопасность молока и молочной продукции", мороженое делят на пять видов: молочное, сливочное, пломбир, кисломолочное и мороженое с заменителем молочного жира (ЗМЖ) до 50 процентов. Сорбет, щербет, сладкий пищевой лёд называют сейчас десертом.

Какие предпочтения у потребителей мороженого в России?
Традиционно у нас лидирует вафельный стаканчик - сливочное и молочное мороженое, пломбир. В крупных городах на первое место выходит эскимо, дальше идёт рожок. При этом в тройке всегда присутствует стаканчик. Если говорить о составе мороженого, то россияне предпочитают молочные виды. В прохладное время лидирует пломбир, в жаркую погоду набирают обороты фруктовые группы, десерты.

Изобретают ли сейчас какие-то новые виды мороженого, можно ли произвести революцию в отрасли?
Мы и сами многое придумываем, и у коллег что-то берём на вооружение. К периоду активного потребления мороженого фабрики, разумеется, придумывают что-то новое.

В последние годы всё более популярным становится лёгкое мороженое, лайт. Оно - с пониженным содержанием жиров, сахара, либо вообще без сахара. Появляется мороженое функциональное, с профилактическими свойствами - иодированное мороженое, с кальцием, калием, магнием. Есть мороженое для диабетиков.

В Москве одно время продавалось мороженое со вкусом борща, винегрета, сельди под шубой, насколько такие эксперименты оправданы?
Это экзотика. Знаю, что японцы делают мороженое со вкусом селёдки, а американцы - со вкусом бекона. В Италии много экспериментируют с фруктовыми вкусами.

А почему в Италии не делают мороженое со вкусом пиццы?
Пицца тоже разной может быть... И какая пицца должна быть - с грибами, овощная?

Хорошо, вернёмся к разговору о России.
У нас такие эксперименты не приживутся. Хотя, конечно, можно делать всё что угодно - у нас есть для этого необходимое оборудование. Только мы всё же следуем традициям, а у нас любят мороженое молочной и фруктовой групп.

В чём отличие европейского рынка мороженого от российского?
В Европе мороженое, в основном, потребляется не в порционном виде. Там оно мягкое, в виде шариков, и реализуется в кафе и ресторанах. Поэтому рестораторы и придумывают разные вкусы. Я вот, например, был во Франции, так там мы ели мороженое со вкусом фиалки, одуванчика. В Европе серьёзно относятся к нюансам, у нас же больше промышленное производство, примерно 80 процентов - порционное мороженое (стаканчик, эскимо, брикет и так далее), остальное - большие ванночки, ведёрки, рассчитанные для домашнего потребления.

Насколько мороженое вредно для здоровья?
Ну вообще, слово "вредно" не подходит для мороженого. Это хорошо сбалансированный продукт. Но нужно знать меру в употреблении мороженого. В среднем в год человек употребляет всего 3 килограмма мороженого. Разве это много?