В пятницу вечером, 18 июля, перегон между станциями “Парк Победы” и “Славянский бульвар”, где 15 июля произошла катастрофа,по заявлению московских властей будет открыт для движения составов. Перед этим тоннели и платформы проверяют сотрудники МЧС и кинологи, а также там курсируют тестовые поезда.

Расследование дела об аварии на Арбатско-Покровской линии продолжается. Накануне там завершила работу группа экспертов, в составе которой был эксперт Европейского железнодорожного агентства (European Railway Agency) Роман Мюнге, который ответил на вопросы Metro.

- Версия теракта изначально не рассматривалась. Сейчас единой официальной версии нет. Наше заключение: отжатие или прижатие остряка стрелочного перевода к рельсу, в результате чего состав отправился в перегон, заканчивающийся бетонной стеной. Машинист предпринял экстренное торможение, но остановиться моментально состав не мог, хотя скорость на том участке у него была небольшая. Судя по деформации, не больше 45-50 километров в час. Если бы было 70, как озвучивалось в некоторых СМИ, последствия были бы гораздо плачевнее.

- По этому делу уже задержаны несколько подозреваемых. Насколько уместно говорить о вине тех или иных сотрудников?
- Существует такая формулировка, которая применима для катастрофы, случившейся в Москве 15 июля - "трагическое стечение обстоятельств". Произошло расшитие остряка: или отжатие, или прижатие – не выдержал металл, не выдержала конструкция. Говорить, что здесь злой умысел или халатность людей, которых взяли под стражу, не уместно. Работники метрополитена – не самоубийцы, никто не хочет садиться в тюрьму. И если бы мастер увидел бы проволоку на рельсах, а была и такая версия, что, якобы, остряк был примотан, просто бы не разрешил движение на этом участке. Речь идёт о нагрузках, которые рассчитаны на тонны, и проволока тут ничего бы сделать не смогла.

- Как воспринял эту версию следственный комитет?
- Мы в заключении указали, что предполагаем отжание остряка. Примет или нет эту версию следствие, пока не ясно. Отмечу, что некоторые технические нюансы понятны скорее специалистам, нежели следователям. Рассматривалась версия и скачка напряжения. Но после изучения записей "самописцев" стало понятно, что эта версия отпадает: бросков напряжения не было. Только спустя какие-то секунды после того, как произошла уже авария. Как следствие случившегося. К тому же стрелочный перевод не может перевестись от скачка напряжения. Возможно, не совсем разумно было укладывать стрелочный перевод на развилке, где один из путей следования заканчивается бетонной стеной. Если бы было не 11 метров от этой стрелки до глухой стены, а, скажем, это была бы другая линия, возможно, этих жертв избежали. Линия как раз накануне закрывалась на 2 дня для проведения регламентных работ. Тогда и уложили стрелочный перевод. Но в чём-то это решение имело свою обоснование.

- В таком случае, насколько это вообще безопасная система с подобными стрелками?
- Могу сказать так - выше надёжность метрополитена только в Японии и Германии. Так что несмотря на то, что многие регламенты развития и строительства столичного метрополитена рассматривались ещё в советское время, все применяемые технологии имеют высокий уровень безопасности. Подобные стрелки установлены и в Петербурге, например, на станции "Петроградская" при следовании в сторону "Чёрной речки", или на участке между "Маяковской" и "Площадью Александра Невского". Они не представляют опасности.

- Как часто осуществляется проверка путей?
- Контрольные работы производятся, фактически, каждую ночь. На каком-то участке проезжает дефектоскопическая тележка, где-то обход совершают бригады, габаритный вагон или исследовательский поезд. В случае обнаружения какого-либо дефекта существует жёсткий временной регламент по его устранению.

- Достаточно ли было того времени, которое отвели на ликвидацию последствий аварии на Арбатско-Покровской линии?
- Сначала хотели открыть движение сегодня вечером (18 июля) около 17.00, затем время перенесли на несколько часов. Возможно, комиссия будет настаивать на том, чтобы продлить испытательные работы ещё на два дня, на выходные, и составы с пассажирами пустить уже в понедельник. На данном участке после трагедии был принят новый временной регламент - скорость состава не должна превышать 25-30 километров в час. Отмечу, что это особо не отразиться на времени следования поездов.