Новости

Эксперт рассказал, как чертёж немецкого оружия оказался на памятнике Калашникову

Это уже второй подобный прокол скульптора Щербакова
Эксперт рассказал, как чертёж немецкого оружия оказался на памятнике Калашникову
Эксперт рассказал, как чертёж немецкого оружия оказался на памятнике Калашникову
Памятник Михаилу Калашникову. Фото РИА Новости
Памятник Михаилу Калашникову. Фото РИА Новости
Установка памятника Михаилу Калашникову. Фото Светлана Перцова.
Памятник Михаилу Калашникову. Фото РИА Новости1/2

Главный редактор журнала "Калашников.Оружие, боеприпасы, снаряжение" Михаил Дегтярёв рассказал Metro, о связи и отличиях автомата Калашникова с немецкой винтовкой Mkb.42 и почему её чертеж оказался на памятнике великому русскому оружейнику. По мнению Дегтярёва, это результат невнимательности создателей и заказчиков памятника. И это уже второй точно такой же "прокол" скульптора Салавата Щербакова, который ранее вооружил немецким карабином советского солдата в монументе "Прощание славянки" на Белорусском вокзале в Москве. Также эксперт развеял все слухи относительно возможного плагиата Михаилом Калашниковым немецких разработок при создании своего легендарного оружия. Также мы задали вопросы и самому автору скульптуры. Напомним, сегодня что историк Юрий Пашолок обнаружил на барельефе памятника Михаилу Калашникову схему немецкой винтовки Mkb.42.

Позорная невнимательность.

– Это действительно чертёж немецкого автомата, – говорит Михаил Дегтярёв. В целом – это конечно позор и скандал. Результат непрофессиональной работы группы скульпторов и заказчика – Российского военно-исторического общества. Надо отметить, что создатель памятника Салават Щербаков “отличился” по патриотическо-оружейной части уже второй раз. И его пора отлучать от государственных заказов и патриотической тематики. Вот в случае с памятником “Прощание славянки” на Белорусском вокзале в Москве он умудрился советского солдата с немецким карабином скрестить. Тогда тоже был скандал и частично удалось исправить ошибку, а сейчас опять на те же грабли.

Отвечая на вопрос, как создатели памятника могли наткнуться на чертеж немецкого автомата и принять его за советский эксперт сказал, что это просто следствие невнимательности. По мнению специалиста, большой проблемой является то, что создатели памятника совсем не вникали в оружейную специфику.

– Совершенно понятно, как непрофессионал мог наткнуться на это изображение, – уверен главный редактор журнала "Калашников.Оружие, боеприпасы, снаряжение". В Сети очень много дискуссий на тему первичности и вторичности оружия этого периода – 40-х годов прошлого века. И то, что в одном месте могли оказаться, условно, иллюстрации автомата Калашникова первых выпусков и схема винтовки Mkb.42 – ничего удивительного. Полно таких компиляций. А учитывая то, что профессиональной экспертизе эти изображения не подвергались и сами скульпторы, как показало их "выступление" на Белорусском вокзале и сейчас, не хотят вникать в специфику оружейную. Им показались эти чертежи похожими, а если они открыли материал об АК, то значит это оно и есть. Я на сто процентов абсолютно уверен, что они просто открыли какой-то сайт и оттуда взяли изображение. В противном случае, они должны сидеть в тюрьме, в моём представлении.

Сын своего класса.

Также мы коснулись и темы мифа о том, что Михаил Калашников “подсмотрел” идею своего оружия у немцев, а сам легендарный советский автомат может быть плагиатом. Эксперт считает эту версию совершенно несостоятельной. Он приводит в пример тип кузова автомобиля: нельзя считать плагиатом создание транспортных средств определённой формы, так как они всё равно отличаются "начинкой".

– Это абсолютная чушь, я очень не рекомендую дилетантам читать измышления на эту тему таких же непрофессионалов, – говорит Дегтярёв.  Читать надо труды настоящих оружейников. Я объясню вам похожесть Mkb.42 и автомата Калашникова на всем понятном примере. Когда-то появился тип автомобильного кузова “седан”, который характеризуется четырьмя колёсами, наличием капота, горизонтального багажника и наличием четырёх дверей. И вот появился первый седан и остальные после него, они тоже седаны. Только в них абсолютно другой мотор, другая трансмиссия, другая тормозная система и так далее. Но наличие четырех колёс их всех объединяет, безусловно.

Таким образом, немецкий автомат, ошибочно изображенный на памятнике, просто дал начало такому классу вооружений, говорит Дегтярёв. И сравнивать легендарный АК нужно с другими советскими аналогами, с которым он конкурировал на этапе создания. Этому посвящена выставка Артиллерийском музее Петербурга.

– И вот Mkb.42 и Sturmgewehr 44* это классообразующие изделия, – поясняет специалист. Немцы первыми сделали оружие с такой концепцией. Все последующие были последователями этого класса. И решение о создании советского оружия в этом классе принимал вовсе не Калашников. И сравнивать "Калашников" надо не со Sturmgewehr, а с десятком других советских разработок в этом классе, которые неспециалисты просто не знают. Вот сейчас открылась выставка по этой теме в Артиллерийском музее Петербурга. Называется "На пути к АК-47", где собраны различные отечественные изделия, которые предшествовали автомату Калашникова. Вот сравнивать нужно их друг с другом. АК просто превзошел их все по совокупности качеств.

Слово скульптора.

Отметим, что по последним сообщениям скульптор Салават Щербаков, автор памятника оружейнику Михаилу Калашникову, готов скорректировать барельеф монумента после беседы с историком Юрием Пашолоком, обнаружившим в композиции ошибку.

Метро связалось Щербаковым и спросила правда ли, что это уже второй сделанный им памятник, где ошибочно используется образ немецкого оружия вместо советского.

– Я думаю это все не интересно и бред, – говорит Щербаков, сетуя, что у телефона совсем не осталось зарядки для долгой беседы. —  Слова „похожий“ и „курьёз“ там. Да не надо это вообще, ну вообще, мне не интересно. Поэтому давайте я не буду отвечать.

Отвечая на вопрос, что же можно считать важным, если эта оплошность является незначительной, Щербаков сказал, что считает эту ситуацию легкоисправимой и не заслуживающей столь большого внимания прессы.

– Это не ерунда, но это очень маленькое занимает место и легко исправляется и к прессе отношения не имеет никакого, – поясняет скульптор. Есть конкретная ошибка и она исправляется. Это просто рабочий момент и к политике он не имеет отношения. Удивляюсь интересу прессы. То ли ей нечем заниматься, то ли политические взгляды так бушуют...

Напомним, что сама скульптура была открыта в Москве 19 сентября.

* – StG 44 (нем. Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка 1944 года) – германский автомат, разработанный во время Второй мировой войны. Было выпущено около 450 тысяч штук. Среди автоматов современного типа стал первой разработкой, производившейся массово. От пистолетов-пулемётов (ППШ и др.) Второй мировой войны, отличается значительно большей дальностью прицельной стрельбы, в первую очередь за счёт использования так называемого промежуточного патрона, более мощного, и с лучшей баллистикой, чем пистолетные патроны, используемые в пистолетах-пулеметах.