Главный редактор журнала "Калашников.Оружие, боеприпасы, снаряжение" Михаил Дегтярёв рассказал Metro, о связи и отличиях автомата Калашникова с немецкой винтовкой Mkb.42 и почему её чертеж оказался на памятнике великому русскому оружейнику. По мнению Дегтярёва, это результат невнимательности создателей и заказчиков памятника. И это уже второй точно такой же "прокол" скульптора Салавата Щербакова, который ранее вооружил немецким карабином советского солдата в монументе "Прощание славянки" на Белорусском вокзале в Москве. Также эксперт развеял все слухи относительно возможного плагиата Михаилом Калашниковым немецких разработок при создании своего легендарного оружия. Также мы задали вопросы и самому автору скульптуры. Напомним, сегодня что историк Юрий Пашолок обнаружил на барельефе памятника Михаилу Калашникову схему немецкой винтовки Mkb.42.

Позорная невнимательность.

– Это действительно чертёж немецкого автомата, – говорит Михаил Дегтярёв. В целом – это конечно позор и скандал. Результат непрофессиональной работы группы скульпторов и заказчика – Российского военно-исторического общества. Надо отметить, что создатель памятника Салават Щербаков “отличился” по патриотическо-оружейной части уже второй раз. И его пора отлучать от государственных заказов и патриотической тематики. Вот в случае с памятником “Прощание славянки” на Белорусском вокзале в Москве он умудрился советского солдата с немецким карабином скрестить. Тогда тоже был скандал и частично удалось исправить ошибку, а сейчас опять на те же грабли.

Отвечая на вопрос, как создатели памятника могли наткнуться на чертеж немецкого автомата и принять его за советский эксперт сказал, что это просто следствие невнимательности. По мнению специалиста, большой проблемой является то, что создатели памятника совсем не вникали в оружейную специфику.

– Совершенно понятно, как непрофессионал мог наткнуться на это изображение, – уверен главный редактор журнала "Калашников.Оружие, боеприпасы, снаряжение". В Сети очень много дискуссий на тему первичности и вторичности оружия этого периода – 40-х годов прошлого века. И то, что в одном месте могли оказаться, условно, иллюстрации автомата Калашникова первых выпусков и схема винтовки Mkb.42 – ничего удивительного. Полно таких компиляций. А учитывая то, что профессиональной экспертизе эти изображения не подвергались и сами скульпторы, как показало их "выступление" на Белорусском вокзале и сейчас, не хотят вникать в специфику оружейную. Им показались эти чертежи похожими, а если они открыли материал об АК, то значит это оно и есть. Я на сто процентов абсолютно уверен, что они просто открыли какой-то сайт и оттуда взяли изображение. В противном случае, они должны сидеть в тюрьме, в моём представлении.

Сын своего класса.

Также мы коснулись и темы мифа о том, что Михаил Калашников “подсмотрел” идею своего оружия у немцев, а сам легендарный советский автомат может быть плагиатом. Эксперт считает эту версию совершенно несостоятельной. Он приводит в пример тип кузова автомобиля: нельзя считать плагиатом создание транспортных средств определённой формы, так как они всё равно отличаются "начинкой".

– Это абсолютная чушь, я очень не рекомендую дилетантам читать измышления на эту тему таких же непрофессионалов, – говорит Дегтярёв.  Читать надо труды настоящих оружейников. Я объясню вам похожесть Mkb.42 и автомата Калашникова на всем понятном примере. Когда-то появился тип автомобильного кузова “седан”, который характеризуется четырьмя колёсами, наличием капота, горизонтального багажника и наличием четырёх дверей. И вот появился первый седан и остальные после него, они тоже седаны. Только в них абсолютно другой мотор, другая трансмиссия, другая тормозная система и так далее. Но наличие четырех колёс их всех объединяет, безусловно.

Таким образом, немецкий автомат, ошибочно изображенный на памятнике, просто дал начало такому классу вооружений, говорит Дегтярёв. И сравнивать легендарный АК нужно с другими советскими аналогами, с которым он конкурировал на этапе создания. Этому посвящена выставка Артиллерийском музее Петербурга.

– И вот Mkb.42 и Sturmgewehr 44* это классообразующие изделия, – поясняет специалист. Немцы первыми сделали оружие с такой концепцией. Все последующие были последователями этого класса. И решение о создании советского оружия в этом классе принимал вовсе не Калашников. И сравнивать "Калашников" надо не со Sturmgewehr, а с десятком других советских разработок в этом классе, которые неспециалисты просто не знают. Вот сейчас открылась выставка по этой теме в Артиллерийском музее Петербурга. Называется "На пути к АК-47", где собраны различные отечественные изделия, которые предшествовали автомату Калашникова. Вот сравнивать нужно их друг с другом. АК просто превзошел их все по совокупности качеств.

Слово скульптора.

Отметим, что по последним сообщениям скульптор Салават Щербаков, автор памятника оружейнику Михаилу Калашникову, готов скорректировать барельеф монумента после беседы с историком Юрием Пашолоком, обнаружившим в композиции ошибку.

Метро связалось Щербаковым и спросила правда ли, что это уже второй сделанный им памятник, где ошибочно используется образ немецкого оружия вместо советского.

– Я думаю это все не интересно и бред, – говорит Щербаков, сетуя, что у телефона совсем не осталось зарядки для долгой беседы. —  Слова „похожий“ и „курьёз“ там. Да не надо это вообще, ну вообще, мне не интересно. Поэтому давайте я не буду отвечать.

Отвечая на вопрос, что же можно считать важным, если эта оплошность является незначительной, Щербаков сказал, что считает эту ситуацию легкоисправимой и не заслуживающей столь большого внимания прессы.

– Это не ерунда, но это очень маленькое занимает место и легко исправляется и к прессе отношения не имеет никакого, – поясняет скульптор. Есть конкретная ошибка и она исправляется. Это просто рабочий момент и к политике он не имеет отношения. Удивляюсь интересу прессы. То ли ей нечем заниматься, то ли политические взгляды так бушуют...

Напомним, что сама скульптура была открыта в Москве 19 сентября.


* – StG 44 (нем. Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка 1944 года) – германский автомат, разработанный во время Второй мировой войны. Было выпущено около 450 тысяч штук. Среди автоматов современного типа стал первой разработкой, производившейся массово. От пистолетов-пулемётов (ППШ и др.) Второй мировой войны, отличается значительно большей дальностью прицельной стрельбы, в первую очередь за счёт использования так называемого промежуточного патрона, более мощного, и с лучшей баллистикой, чем пистолетные патроны, используемые в пистолетах-пулеметах.