Вторая волна пандемии коронавируса вызвала изменения в учебном процессе и привлекла внимание к использованию Интернета для него. Об этом сообщил доктор педагогических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга ФИЦ ИУ Российской академии наук Александр Уваров.

По его словам, начиная с марта, когда коронавирус набрал обороты, учителя России начали вспоминать навыки использования компьютеров и практически заново осваивать цифровой мир.

"Очевидно, что использование цифровых технологий стало единственным выходом, когда образовательным организациям предложили продолжить обучение школьников в условиях самоизоляции. К этой работе, как и ко всякому форс-мажору, невозможно было подготовиться", – считает Уваров.

Но несмотря на лояльные условия от мобильных операторов и образовательных онлайн-сервисов, попытка воспроизвести в режиме онлайн занятия, которые учитель ведёт в классе, не удалась, заявляет эксперт.

"Одна из многих причин этого – нехватка специально организованной цифровой образовательной среды, которая привычна и обучаемым, и педагогам, – отмечает он. – В этих условиях московское образование получило заметное преимущество перед регионами. Введенная пять лет назад в действие цифровая среда "Московская электронная школа" (МЭШ) показала себя как практически работающий инструмент".

Уваров заявил, на семинаре в МГПУ более трети учителей выразили уверенность в том, что цифровая школа "выживет, если начнёт кардинально меняться". А это значит, что педагоги уже морально были готовы к переменам.

Специалист также добавил, сегодня педагоги, родители и все, кто связан со школой, стали острее ощущать темп и неизбежность перемен.

"Московская электронная школа, которую начали разрабатывать почти десять лет назад, была изначально ориентирована на поддержку работы учителя в классе, на традиционную организацию образовательного процесса. В результате внедрение МЭШ не потребовало кардинальных изменений в работе школы: оно шло по пути замещения и/или улучшения традиционных инструментов учебной работы (дневник, классный журнал, школьная отчетность и т. п.). Это позволило достаточно быстро и сравнительно безболезненно подключить к системе МЭШ практически все школы города. Проект МЭШ побудил всех учителей так или иначе приступить к использованию цифровых технологий в своей повседневной работе. Наличие действующей МЭШ облегчило шоковый переход школ к интернет-обучению в условиях карантина. Однако то, что было хорошо вчера, уже недостаточно завтра", – уточняет Александр Уваров.

По его словам, начавшаяся во всем мире цифровая трансформация образования ведет к построению инновационной модели школы с персонализированной результативной организацией учебной работы.

Уваров добавил, что более ста лет преподаватели-новаторы пытаются строить такую модель школы. И с появлением и развитием цифровых технологий это стало возможным.

"Сегодня уже есть несколько примеров успешного массового тиражирования новой модели школы, которая на деле отвечает разнообразным запросам родителей и обучаемых, гарантирует личностное развитие и достижение требуемых образовательных результатов для каждого ученика", – говорит он.

Доктор педагогических наук считает, что следующий шаг в развитии МЭШ будет заключаться в превращении этой системы в цифровую среду персонализированной организации учения и обучения, в инструмент открытой учебной архитектуры, в среду для обучения и самообучения, которая помогает подрастающему поколению сознательно и продуктивно включаться в культуру XXI века.