Новости

Дальше едем на водороде, или Мир без выбросов

Прошла дискуссия "Водородное топливо как будущее городского транспорта мегаполисов"
Дальше едем на водороде, или Мир без выбросов
Дальше едем на водороде, или Мир без выбросов
Эксперты обсудили возможности водорода для решения экологических проблем. Фото Василий Кузьмичёнок

На "Винзаводе" состоялась дискуссия  "Водородное топливо как будущее городского транспорта мегаполисов"

Переходим к батарейкам

Водородный транспорт – тема не такая уж новая. На Олимпиаде 1980 года в СССР уже курсировали микроавтобусы гибридного типа.

– Но на борту машины, – уточнил Михаил Никулин, генеральный директор "Газпромнефть – Промышленные инновации", – стояли маленькие паровые реформеры, как на НПЗ, только микро. Получаемый водород поступал в ДВС – двигатель внутреннего сгорания. Так что это был всё-таки неэкологичный путь.

Теперь же в экотранспорте, то есть в электромобилях и водородомобилях, внутри не ДВС, а топливный элемент – батарейка, что позволяет избежать загрязняющего выброса в атмосферу.

Водородный транспорт распространяется по миру

Экомобили уверенно вытесняют с рынка ДВС-транспорт. В Норвегии в ближайшие два-три года запланировано введение полного запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

– Оборот автомобилей с двигателем внутреннего сгорания будет ещё продолжаться за счёт рынка стран третьего мира, – уточнила Мария Белова, директор по исследованиям VYGON Consulting. – Но и крупные концерны заявляют, что после 2030 года остановят выпуск автомобилей с ДВС. Тренд на вытеснение через запреты.

Подсчитываем расходы

Выбранная правительством России политика устанавливает для отрасли высокие темпы технологического развития, а значит, нужно использовать наиболее эффективные и безопасные решения.

– В Германии сейчас вы заплатите за 1 кг водорода 9,5 евро с налогами, – пояснила Мария Белова. – Чтобы проехать 300–400 км, нужно около 5 кг. В переводе на дизельное топливо это в два раза дороже. Да, водород – это недёшево, но инвестиции со временем должны окупиться.

По сути, водород поставил игроков топливного рынка на стартовую площадку. У каждого есть возможность побороться за технологическое лидерство.

– В национальных стратегиях развития большинства европейских стран госсубсидии направляются на поддержку безуглеродных видов топлива, – обратил внимание Михаил Никулин. – Это подталкивает развитие рынка, технологий.

– Кто знает, вдруг нас ждёт просто труба для перемещения или VR и изменение способа жизни. Но и тогда водород потребуется как энергия.

Михаил Никулин, генеральный директор "Газпромнефть – Промышленные инновации"

Прогнозируем, планируем, мечтаем

Ведущие российские города пристально изучают тему внедрения водородного транспорта в городскую среду. Есть пилотные проекты по применению безуглеродного топлива. Но пока требуется тестирование и решение вопроса сертификации безопасности нового транспорта.

– Столичные предприятия активно внедряют в производство "зелёные" технологии, а также ведут собственные разработки в этой области, в том числе в области "зелёных" источников топлива. Так, Московский НПЗ может стать площадкой для пилотирования промышленных технологий производства топливного водорода. А государственный научный центр "НАМИ", который также расположен в Москве, ведёт разработку модификации автомобиля Aurus, работающего на водороде. В будущем экологичный автомобиль планируется запустить в серийное производство, – отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы Александр Прохоров.

Водород может стать в будущем решением для ряда экологических задач. Но проблему пробок на дорогах замена ДВС на батарейки не устранит.

– Уж если мы говорим про водород как следующее поколение, – предложила Мария Белова, – может быть, пора замахнуться на летающие автомобили?

9,5
евро – средняя цена за 1 кг водорода.

1–2
 млн тонн в год – средний объём выделяемого CO2 НПЗ за год