Новости

Цыгане в Москве отметили скорбную дату

27 января – День памяти жертв Холокоста
Цыгане в Москве отметили скорбную дату
Цыгане в Москве отметили скорбную дату
В рамках «Недели памяти» состоялся спектакль театра «Ромэн» «Луна – сестра печали». Он показывает историю цыганского табора, который в лесу спасается от нацистов. Фото Василий Кузьмичёнок

Сегодня День памяти жертв холокоста. По этому случаю в Москве прошли памятные мероприятия, посвящённые геноциду цыган. Metro побеседовало с участниками.

Слово "холокост" в узком смысле означает массовое уничтожение нацистами евреев, в широком  – преследование и истребление представителей разных этнических и социальных групп, в том числе цыган. Во вторник в Мемориальной синагоге на Поклонной горе вспоминали о тех чудовищных преступлениях.

– Для моего народа это была величайшая трагедия, – говорит Владимир Грохольский, президент Московского союза цыган. – В Европе было уничтожено более полутора миллионов цыган, в СССР – более половины цыганского населения.

– Моя бабушка в годы вой­ны жила в Полтаве и, узнав, что каратели уничтожили неподалёку цыганский табор, быстро запрягла телегу, взяла родных и покинула город, – вспоминает Владимир Чеботарёв, председатель Фонда цыганской истории и культуры. – А те семьи, которые решили остаться, через день были расстреляны.

Валерия Янышева, актриса театра "Ромэн", на вечере памяти презентовала книгу "Цыганская трагедия", изданную на основе архивов её отца Николая Бессонова. По словам Валерии, одна история там страшнее другой.

– Например, есть рассказ о том, как на Смоленщине табор прятался от фашистов в болоте. Юную цыганку Анну поймали на берегу, изнасиловали и зверски убили. Её мать, отец и муж смотрели на всё это из-за болотных кочек и не могли ничем помочь. Неожиданно у другой цыганки, прятавшейся рядом, начались роды. Появившаяся на свет девочка начала кричать, но потом вдруг перестала и тем самым сохранила жизнь себе и матери. В честь погибшей новорождённую назвали Анной.

Бабушка Николая Лекарева, режиссёра-постановщика театра "Ромэн", во время оккупации Харькова спасла от гибели еврейскую семью.

– Она долго прятала в подвале своего дома четверых взрослых и двух детей, – рассказывает Лекарев. – Когда во двор заходили немцы, бабушка пела и плясала, чтобы отвлечь их и не пустить на порог. К счастью, все остались живы. А евреев, которых обнаружили по соседству, фашисты не просто убили – сожгли.