Новости

Балерина с крыши дома на Тверской смущала Пушкина

Зданию хотят вернуть балерину
Балерина с крыши дома на Тверской смущала Пушкина
Архивная фотография дома №17 с балериной на ротонде. Фото предоставлено фондом Государственного музея архитектуры имени Щусева

С предложением вернуть фигуру на дом №17 выступил проект "Архитектурные излишества", а поддержал идею главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. "Если специалисты найдут возможность вернуть скульптуру, то это будет только на пользу городу. Главное – взвесить все за и против. Но в целом я поддерживаю эту идею", – цитирует его агентство "Москва".

По мнению директора Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизаветы Лихачёвой, сделать это будет не так-то просто:

– Я считаю, что возвращение балерины имеет смысл только как полная историческая реконструкция, один к одному. Для этого нужно искать оригинальный проект скульптора Мотовилова, а этим, насколько мне известно, никто ещё не занимался. Ещё одна сложность – скульптура была гипсовой, поэтому и рассыпалась. Но гипс – лёгкий материал, который позволял поставить её без ущерба для несущих конструкций дома. А сейчас дому почти 70 лет, нужно учитывать ещё и износ конструкции. Есть предложения сделать её из современных пластиков, но всё это должно быть очень тщательно просчитано, в том числе и цена вопроса. Как и последствия политической истории, которые могут возникнуть вокруг того, что в руках у балерины серп и молот.

Архитектор рассказала о слухах, ходивших в городе о балерине в дни её "проживания" на Тверской.

– Она, как и "Рабочий и колхозница", была символом молодой развивающейся республики, места жительства счастливых людей. Было мнение, что лепили её с Ольги Лепешинской. Сама она этого не отрицала. В театральных кругах ходят байки, что она была любовницей Сталина, который очень любил балет, но это ничем не доказано. Что касается московского фольклора – то, когда в начале Тверского бульвара стоял памятник Пушкину, из уст в уста ходила знаменитая присказка, что "Александр Сергеевич стоит, низко наклонив голову, чтобы не смотреть под юбку даме".