Вчера было 250-летие со дня рождения Наполеона Бонапарта, Музей Отечественной войны 1812 года впервые представит ещё шесть автографов императора. Metro уже ознакомилось с некоторыми из них и выяснило, какие события и душевные переживания скрывались за документами.

Рост популярности

Сначала – история документа 1789 года (см. фото). Командир 1-го батальона патриотов по имени Нарвез и генерал Буонапарт подписали удостоверение одному из участников почётного караула, который спустя шесть лет будет защищать Французскую Республику и Национальное представительство во время Вандемьерского мятежа монархистов в 1795 году.

– Монархисты хотели поднять мятеж в Париже из-за нищеты, инфляции, – рассказывает Metro куратор выставки Фёдор Петров. – Государственные деятели вспомнили о генерале Буонапарте, который освободил город-порт Тулон от английского флота в 1793 году, и решили, что только он может подавить мятеж.

Историк уверен, что главной чертой характера Наполеона в тот момент была решительность, что прекрасно подходило для его должности. Буонапарт понимал, что никакие переговоры с монархистами невозможны и необходимо как можно быстрее арестовать зачинщиков. После победы он сразу взлетел по служебной лестнице.

Историк обращает внимание читателей и на подпись будущего императора:

– Рядом он зачеркнул фразу "представитель народа" и оставил только слово "главнокомандующий", тем самым уже отделив себя от народа. Также это единственный в хранилище музея документ, где Наполеон подписался Буонапартом. Лишь после вступления на престол он стал подписываться Наполеоном.

Страх показаться трусом

21 сентября 1812 года Наполеон находился в Москве и подписал другой документ – патент военному комиссару Королевства обеих Сицилий Жану Бреа на право сохранить свою должность.

– Французы вошли в Москву 2 сентября по старому стилю или 14 сентября 1812 года по новому, – объясняет Фёдор Петров. – В то время из самоуверенного властелина вселенной, каким Наполеон себя воображал, он превратился в мятущегося, испуганного человека.

По рассказу куратора, Бонапарт всё равно старался вести себя как дома: сохранял видимость, что наводит порядок, подписывал документы и даже не раз пытался вступить в переговоры с Александром I о мире. Но тот не принял ни одного предложения врага.

– Полководец Михаил Кутузов потом сказал: "Я не думал, что Наполеон так глуп, что останется в Москве". Что ему здесь было делать: ключи от города ему никто не принёс, а офицеры друг друга грабили и убивали из-за куска хлеба, – рассуждает Фёдор Петров. – Наполеон Бонапарт понимал, что Москва – это ловушка и что нужно убираться из города как можно скорее, но не хотел показать армии, что боится.