Есть ли у вас "папин день", когда вы один на один проводите время с детьми?

У меня трое детей, у каждого из которых своя мама. (У артиста есть 20-летний сын Тимофей от второй жены – танцовщицы Юлии Клявер, 17-летняя дочь Эвелин от романа с певицей Евой Польной и восьмилетний сын Даниэль от брака с нынешней супругой Ириной Клявер – Прим.ред.) Так уж сложилось в моей жизни, но слава богу у меня со всеми прекрасные отношения: и с детьми, и с мамами. Телефон никто не отменял, мы со всеми на связи. Но вот такого дня у меня нет.

Вам легко найти общий язык с сыновьями и дочкой? Что считаете главным в общении родителей и детей?

Самое главное, чтобы отношения были дружественные. К детям нужно относиться как к взрослым, понимать, что они такие, как и мы, взрослые, просто, возможно, пока не могут сформулировать четко свою точку зрения. Но они также реагируют на этот мир, на обиды, на несправедливость, в этом точно не надо сомневаться. Самое главное – дружить, не быть эгоистом и воспринимать детей как личность.

Очень важно, чтобы у детей не было от вас тайн. А этого можно добиться, только если ребенок будет понимать, что ты такой же, как и они, что проходил этот же путь, тебе знакомы такие же переживания, проблемы, ошибки. Я считаю, что в общении с детьми нет запретных тем и вопросов. Если ребенок о чем-то спрашивает, нельзя отмахиваться. Доверительность – это трудоемкий путь. Общение всегда должно строиться из интересов ребенка и ваших собственных интересов – тогда будут точки соприкосновения.

Главная ошибка – общаться с ребенком с позиций: “Я так сказал!”, “Ты не прав и точка”. Если нужно чему-то научить, надо объяснить, почему именно так, а не иначе.

А чему именно обязательно должен научить своих детей отец?

Я бы не разделял роли отца и мамы. Любой родитель должен понимать, что он является основным примером и поэтому ответственен за своё поведение. Катастрофа требовать от ребёнка одного, например, не мусорить, а самому при этом вести себя по-свински.

Какие методы из своего детства вы практикуете как родитель?

Я всегда выполняю свои обещания, вне зависимости поощрения это или наказания. Я, конечно, не практикую экзекуции – Боже упаси. Но нужно, чтобы дети привыкали к тому, что, если ты что-то сказал, так и будет.

Важно следить за словами. Даже в самые напряженные моменты нужно избегать говорить гадости. Их и взрослые с трудом переносят, а детей, не успевших еще обрасти “кожурой”, слова могут ранить глубоко и надолго.

А какие у вас самые яркие воспоминания из детства, связанные с родителями?

Когда мы куда-то ехали все вместе: папа, мама и я. Это было не так часто, потому что папа постоянно был на гастролях. Я очень любил проводить время с родителями, всегда было очень интересно. Это, конечно, их заслуга.

Какой совет папы и мамы чаще всего вспоминаете?

Сложно сказать… Знаете, они никогда мне не читали каких-то нотаций, не вели воспитательных бесед, но всегда были для меня примером для подражания. Когда я стал взрослым, я понял, что вот такой подход самый правильный. Мои родители никогда не вмешивались в мою личную жизнь, не пытались ею рулить, не навязывали мне свои вкусы. Я не чувствовал давления. Не могу сказать, что я творил что хотел, скорее всего, родители аккуратно меня направляли, но это всегда было очень естественно и незаметно.

Со своими детьми вам часто приходится проводить беседы? Бороться с непослушанием и так далее?

С маленьким у нас каждый день дебаты и дискуссии. У детей и юношей вообще обостренное чувство справедливости. Что касается непослушания, то это очень индивидуальная вещь. Если ты эгоистично давишь на ребенка, требуя от него чего-то, а он отказывается это делать, не факт, что речь идет о непослушании, о вредности. Возможно, есть причины, почему ребенок не хочет это делать в данный момент. Другое дело, если ребенок грубит, хамит и делает что-то вредное. Тут нужны меры.

Есть ли у вас секрет, как успокоить истерику у ребенка?

Надо его отвлечь, переключить внимание на тему, интересующую его. Главное – не заострять внимание на той ситуации, из-за которой он переживает. Истерика – это эмоциональное состояние, ситуация может быть поводом, а дальше ребенок входит в раж. И надо очень аккуратно себя вести, чтобы самому не завестись, не начать орать.