Новости

В Третьяковке открылась выставка Зинаиды Серебряковой — самой известной русской художницы

Директор галереи Зельфира Трегулова рассказала о сложной судьбе импрессионистки
В Третьяковке открылась выставка Зинаиды Серебряковой — самой известной русской художницы
Картина "Карточный Домик" (1919). Фото Илья Ордовский-Танаевский
Картина "Карточный Домик" (1919). Фото Илья Ордовский-Танаевский
Выставка Зинаиды Серебряковой. Фото Василий Кузьмичёнок
Картина "Карточный Домик" (1919). Фото Илья Ордовский-Танаевский1/2

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка картин Зинаиды Серебряковой, которую называют самой известной российской художницей. Директор галереи Зельфира Трегулова рассказала о сложной судьбе художницы.

– Её творческая и семейная жизнь складывалась очень счастливо до наступления страшных катаклизмов 1917 года, в результате которых она потеряла своего горячо любимого мужа, потеряла самое дорогое место на свете имение Нескучное, где она выросла, познакомилась с мужем, где родились четверо её детей. Но, когда вы смотрите на её полотна и даты, когда эти произведения создавались, невозможно не задать вопрос – как же она смогла пронести и сохранить эту любовь к жизни во всех её проявлениях? Своим творчеством она как бы отгораживалась от всего страшного, что происходило в мире, продолжила писать тёплые и нежные портреты своей матери, своих детей. Одна из таких картин – "Карточный домик". Её Серебрякова писала уже в 1919 году, когда ей с детьми и матерью пришлось бежать из родного Нескучного и снять маленькую квартирку в Харькове. А через пять лет художница уехала во Францию на заработки. Перебраться к ней советские власти позволили только двоим из четверых детей. А на родину художница так и не вернулась.

– Эта картина, этот карточный домик символизирует неустойчивость и хрупкость бытия семьи в то время, – подчеркивает правнучка Зинаиды Серебряковой Анастасия Николаева.

35 лет было Зинаиде Серебряковой, когда в 1919 году она написала картину "Карточный домик". Это произошло через несколько месяцев после того, как её муж скончался от тифа.

Представленные на картине (слева направо).

Евгений – первенец Серебряковых. После отъезда мамы в Париж остался в России с сестрой Таней и бабушкой. Стал архитектором. После 1945 года восстанавливал памятники Петергофа. Навестить маму во Франции смог только один раз, через 40 лет после её отъезда.

Екатерина – самая младшая дочка Серебряковых. Мама смогла выписать её во Францию в 1928 году. Девочка тоже стала художницей. Жили Серебряковы в Париже очень бедно, половину денег посылали в Россию, и девушка зарабатывала созданием миниатюрных интерьерных макетиков.

Александр.  В 1925 году, в возрасте 16 лет, смог уехать за мамой во Францию и сразу начал помогать ей зарабатывать деньги. Он рисовал пейзажи и интерьеры, причём в самых богатых домах, и стал очень известным художником, даже более востребованным, чем Зинаида, и смог содержать мать.

Татьяна. Очень тяжело переживала расставание с мамой. А когда девочке было 16, она осталась совсем одна: бабушка умерла от истощения, а брата забрали в армию на Дальний Восток. Таня училась на танцовщицу в Мариинской школе, но стала главной театральной художницей МХАТа.