После толп желающих попасть на выставку Валентина Серова, сгрудившихся на морозе у входа в здание Третьяковки, администрация галереи задумалась о том, чтобы подготовиться к следующему сезону.

– Это беспрецедентная ситуация, всего у нас было 485 тысяч человек. Такого никогда не было в нашей стране ни на одну выставку русского художника. Эта цифра сопоставима только с огромным количеством людей, которые в середине 50-х пришли на выставку в Пушкинский музей из собрания Дрезденской картинной галереи, произведения которой возвращались в Германскую демократическую республику, — сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, большой приток посетителей начался сразу – в первые же выходные 4,5 тысячи, а во вторые – 5,5 тысяч человек. Однако очереди появились не только из-за большой популярности художника, но и из-за того, что гости выставки проводили там довольно много времени. Большинство рассматривала экспозицию по 2,5-3 часа, но некоторые задерживались и на пять и на шесть часов. Чтобы не создавать давку в залах, новых посетителей не запускали.

– Это научило нас многому, мы подходим сейчас к анализу того, что мы сделали неправильно, к анализу других выставочных проектов, которые будут пользоваться популярностью. Здесь всё сложилось — абсолютно гениальный, универсальный художник, который импонирует всем — и людям с классическими пристрастиями, и тем, кто интересуется тем, что происходило в XX веке. Это очень хорошая выставка, мы думали о том, чтобы она была максимально открыта зрителям, максимально информативна. Были большие тексты, люди стояли их и читали, — добавила Трегулова.

Несмотря на сломанную дверь и вынужденную круглосуточную работу, глава галереи осталась очень довольна такой популярностью выставки. По её словам, она полностью выработала свой ресурс.

– Мне очень жаль, что две предыдущие выставки, которые прошли в Третьяковской галерее, этот ресурс не выработали.
В новом году Третьяковка подготовила несколько десятков выставок. Самой популярной, по прогнозам должна стать юбилейная экспозиция Айвазовского, которая откроется в июле. На ней будут представлено около ста живописных работ. Кстати, некоторые из них пока можно увидеть в основной экспозиции галереи в Лаврушинском переулке.

Другим громким проектом обещает стать маленькая, всего на две картины, выставка Василия Кандинского «Контрапункт», которую проводят совместно с «Эрмитажем».Первого мая "Композиция №6" и "Композиция №7" впервые с 1989 года встретятся в рамках одной выставки. Обещают, что экспозиция будет сопровождаться мультимедиа-программой и рядом сюрпризов. В частности, в залах будет играть музыка.

– Мы пытаемся преодолеть разрыв между показом современного и классического искусства, в том числе классического авангарда с точки зрения экспонирования, – пояснила завотделом графики XVIII - начала XX века, куратор выставки Ирина Туманова. – Мы не пытаемся сделать Кандинского абсолютно понятным, но пытаемся дать тот код, который поможет зрителю увидеть картины, погрузиться в них. Это то, о чем мечтал Кандинский.

Кроме того, в Третьяковке пройдут выставки и менее известных художников. Например в марте стартует масштабная монографическая выставка советского реалиста Гелия Коржева, которого называют русским Гойей.