До завершения кинофестиваля в Торонто ещё несколько дней, но уже понятно, кто на нём победил. Это женщины – и по ту, и по эту сторону экрана.

TIFF проходит уже в 42-й раз, и у него по-прежнему нет ни профессионального жюри, ни шорт-листа "главных фильмов". За победителей здесь голосуют все желающие, а в разных конкурсах представлено сразу 255 полнометражных картин и 84 короткометражные работы. Так что любая попытка найти генеральную тему фестиваля или выделить основной сюжет разбивается о цифры. Здесь есть кино на любой вкус, а также кино, которое в тех же Каннах обвинили бы в отсутствии вкуса. Уже победившая в Венеции фантастическая сказка Гильермо дель Торо “Форма воды” в Торонто соседствует сразу с тремя фильмами о побегах из тюрем. Комедийный фильм “Субурбикон”, в котором режиссёр Джордж Клуни высмеивает лицемерие и материализм пригородной Америки 50-х, – с сатирическим триллером “Смерть Сталина”, превращающим советское Политбюро в театральную труппу. И прежде чем обижаться на этот фильм, стоит себе напомнить: его автор, британец с итальянскими корнями Армандо Ианнуччи, до этого куда более жестоко насмехался над политиками из Великобритании и США. А драма “Война токов” с Бенедиктом Камбербэтчем рифмуется со спортивным эпосом "Борг/Макинрой” с Шайей ЛаБафом. В первой картине за право называться отцами электричества сражаются Томас Эдисон и Джордж Вестингауз. Во втором соперничают два величайших теннисиста своей эпохи. Несмотря на разные темпераменты, током бьёт от обеих картин.

И всё-таки если рискнуть и назвать главного героя кинофестиваля в Торонто, то им будет женщина.

Потому что на каждую брутальную драму вроде "Борга/Макинроя" с Шайей ЛаБафом здесь находится чуткая трагикомедия, например "Битва полов" – история скандального, но символического теннисного матча между мужчиной и женщиной. Эмма Стоун в ней играет Билли Джин Кинг – чемпионку, вышедшую на корт против чемпиона. А на каждый фильм о гениальных учёных-мужчинах вроде "Войны токов", спродюсированной Тимуром Бекмамбетовым, приходится своя "Мэри Шелли" с Эль Фаннинг – пронзительная история о том, как юная девушка, написавшая "Франкенштейна", долгие годы не могла поставить под этим великими романом свою подпись. Но даже и в старомодной "Войне токов" огромную роль играют жёны изобретателей. Одна из них коварна, как леди Макбет, а другая готова отдать за мужа свою жизнь. Жертвенная любовь музы к творцу – основная тема и нашумевшего на фестивале мистического триллера “мама!” Даррена Аронофски. В нём Хавьер Бардем изображает эгоцентричного писателя, а Дженнифер Лоуренс – его самоотверженную жену.

Важно подчеркнуть, что фестиваль не подыгрывает женскому кино и не защищает его – он просто берёт его в расчёт. В спортивной трагикомедии "Я, Тоня" героиня Марго Робби – олимпийская фигуристка Тоня Хардинг – оказывается такой же тщеславной и жестокой в своих амбициях, как и любой мужчина в её ремесле. А в фильме "Игра Молли" – режиссёрском дебюте сценариста "Социальной сети" Аарона Соркина – Джессика Честейн блестяще играет принцессу покера Молли Блум. Как и в своих сериалах ("Западное крыло", "Служба новостей"), в полнометражном фильме Аарон Соркин воспевает важнейшие для него человеческие качества – преданность своему делу, фанатичный трудоголизм, презрение к слабостям, веру в волю и интеллект. Но в "Игре Молли" олицетворением этих свойств впервые становится женщина – хрупкая, но безжалостная героиня Джессики Честейн. Однако идеализма, свойственного персонажам сериалов Соркина, у неё нет: выбыв из олимпийского резерва после травмы, бывшая лыжница применяет свои волевые качества в мире подпольного покера и в итоге оказывается на скамье подсудимых.

Самая наглядная иллюстрация того, как на фестивале в Торонто женщина обретает голос – сказочный фильм “Форма воды”, в котором немая уборщица из военной лаборатории, сама того не зная, спасает мир. Отважная актриса Салли Хоукинс говорит на языке жестов и не боится обнажаться, чтобы показать скрытую красоту тихих и кажущихся простыми людей. Действие разворачивается во время Холодной войны; в лабораторию, где работает героиня (вместе с весёлой и харизматичной напарницей, которую играет невероятная Октавиа Спенсер), привозят странный контейнер. В нём заточён настоящий человек-амфибия. Внезапная и храбрая любовь к этому монстру превращают уборщицу в героиню всех сказок разом – и Русалочку, и Золушку, и Белль из “Красавицы и чудовища”, и Красную шапочку, в погоню за которой тут же пускается стая серых волков. Новый фильм Гильермо дель Торо очень похож на “Амели” – и во многом поэтому кажется фаворитом гонки зрительских симпатий. После победы в Венеции – сам Бог велел.

Многие героини фестиваля, впрочем, остались за кадром, хотя некоторые из них и сияли на красных ковровых дорожках. Анджелина Джоли представила в Торонто свой фильм “Сначала они убили моего отца” – экранизацию книги о жизни в Камбодже при военной диктатуре. Молодые актрисы Бри Ларсон (“Оскар” за фильм “Комната”) и Грета Гервиг (звезда “Милой Фрэнсис”) показали на фестивале свои режиссёрские дебюты – трогательные “Магазин единорогов” и “Птаху”. Но воздушность, легкомысленность и нежность этих ярких и трепещущих кинолент не должны вводить в заблуждение. Самый жестокий из тех самых трёх фильмов о тюрьме тоже сняла женщина – Виктория Айяла из Боливии. Картина называется “Кокаиновая тюрьма”, а работа над ней заняла пять лет – причём часть из них режиссёр и её команда провели в одной из самых страшных колоний на свете.