В России разработают соответствующую "дорожную карту", анонсировала решение Эльвира Набиуллина, глава ЦБ (подробнее). Эксперты Metro дали свои оценки этому решению.

Дамир Аксянов, заместитель председателя правления СОГАЗа

– Мы считаем либерализацию тарифов по ОСАГО необходимой и целесообразной, это единственный логичный путь развития ОСАГО. За последнее время тарифы в этом виде страхования были скорректированы дважды, последний раз корректировка проходила в апреле, но уже сейчас тарифы требуют очередного пересмотра. Свободные тарифы позволят применять индивидуальное ценообразование для каждого конкретного водителя. Либерализация тарифов по ОСАГО не приведет к однозначному росту стоимости полисов для всех автовладельцев. Для аккуратных стабильно безаварийных на протяжении нескольких лет водителей ОСАГО должно быть адекватно не дорогим. Но для тех, кто регулярно становится виновником аварий, стоимость ОСАГО в случае свободной тарификации должна стать такой, чтобы либо стимулировать водителей на исправление манеры вождения, либо заставить их отказываться от управления машиной. Индивидуальный подход к тарификации будет одним из главных преимуществ свободных тарифов. С нашей точки зрения, процесс либерализации может быть реализован эффективно и безболезненно в течение примерно трех лет. Это комфортный срок для всех, и для автовладельцев, и для страховщиков.

Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг в "АвтоСпецЦентре"

– Давать прогнозы о сроках проведения либерализации сейчас нельзя, поскольку проект только начал формироваться. По факту, переход на свободный тариф ОСАГО займет всего несколько дней, но с учетом всех социальных и политических вопросов, которые необходимо урегулировать в ходе принятия законопроекта, срок может составить больше года. Существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем переходить на свободную тарифную систему: это страховое мошенничество, недоработанная судебная система, некачественные услуги со стороны страховщиков. Прежде чем вводить свободные тарифы на ОСАГО, необходимо сопоставить интересы страховщиков и потребителей, то есть индексация тарифа не будет проводиться на основе интересов только одной стороны, как это происходит в настоящее время. Предоставление возможности страховым компаниям устанавливать собственные тарифы на ОСАГО позволит избавиться от ряда проблем на рынке: постоянных исков со стороны потребителей к страховым компаниям в случае нерационального превышения стоимости полиса; в условиях «здоровой» конкуренции цены на услуги страхования будут постепенно стабилизироваться, а затем и вовсе снижаться. Страховщики смогут «модернизировать» ОСАГО, имея возможность включить в него несколько других продуктов, интересных для физических лиц. Потребитель сможет выбрать ОСАГО с минимальной защитой или воспользоваться широким спектром страховых рисков. При условии возможности модернизации ОСАГО страховщиками под угрозой окажется и направление КАСКО, так как оно, по сути, станет бессмысленным и потеряет свою потребность, а это означает полный пересмотр страхового бизнеса через агентскую сеть.

Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхование"

– Со временем введение свободного тарифа по ОСАГО может стать естественным этапом эволюционного развития рынка. Однако сейчас требуется решение наиболее острых его проблем – возросшего уровня мошенничества, агрессивных действий автоюристов с тем, чтобы восстановить нормальное функционирование рынка. Очевидно, для этого нужно время и определенные изменения в законодательстве.

Каро Карапетян, руководитель управления автострахования Страховые брокеры «АСТ»

– Первым шагом к процессу либерализации рынка ОСАГО в России стало установление тарифного коридора, в рамках которого страховые компании могут конкурировать между собой ценой. По нашему мнению, полная либерализация возможна при существенном сокращении игроков на рынке ОСАГО. В противном случае существенно пострадает качество услуги, т.к. небольшие компании будут готовы на демпинг для получения клиентов, в результате которого экономически не смогут предоставлять необходимый уровень сервиса и производить выплаты по страховым случаям. В результате реформы страховщики должны иметь право самостоятельно выбирать стоимость услуги. Эта стоимость может быть напрямую связана со страхованием других рисков в компании. Например, страхование КАСКО будет включать в себя риски ответственности на более выгодных условиях для клиента.