В частности, мораторий могут сохранить на 2017 год и последующие (подробнее – в материале Metro).

Социолог Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), считает, что дальнейшая заморозка накопительной части приведёт к её фактической смерти, по крайней мере, в текущем формате.

– В 2013 году мораторий вводили как временную меру. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Уже тогда, когда впервые принималось решение об изъятии денег из накопительной части, было понятно, что мораторий обречён стать постоянным. Не потому, что это так необходимо. Просто в 90% случаев такие меры необратимы, их невозможно отменить.

Кагарлицкий считает, что деньги, которые раз за разом изымаются из накопительной части и направляются, как высказывался глава Минфина Антон Силуанов на Крым и антикризисные меры, стране особенно не помогут.

– С одной стороны, замораживая пенсии, власть теряет доверие населения к накопительной части, – отмечает эксперт. – С другой, этих денег мало, чтобы бюджет сошёлся. И, скорее всего, со временем придётся вообще отказаться от индексации пенсий. Наше правительство не хочет дефицитного бюджета, что странно. При правильном управлении деньгами таким образом можно даже поспособствовать выходу из кризиса. Но чиновники этого боятся как огня.

По словам Кагарлицкого, бюджет в правительстве всеми правдами и неправдами пытаются сделать бездефицитным, ставя главной задачей борьбу с инфляцией. Но в итоге рост цен не только не удаётся обуздать. Инфляция наоборот растёт.

– Нынешняя ситуация логично могла бы перетечь в новую пенсионную реформу, но по сути справится с ней будет сложно, – заключает он.