Санкции в отношении Ирана, которые начали вводить почти сразу после победы Исламской революции в 1979 году, были связаны с программой по обогащению атома, которую активизировал бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Однако сменившему его Хасану Роухани удалось найти компромисс с Западом. В июле 2015 года Иран обязался сократить свою ядерную программу в обмен на отмену санкций.

Несмотря на то, что ещё 200 человек и фирм, связанных с Ираном, остаются в чёрном списке, теперь Иран получит доступ к замороженным финансовым активам в размере около 50 млрд долларов. Кроме того, отныне другие страны смогут покупать у Тегерана сталь, золото, уголь, фисташки и автомобили. В Иран можно поставлять пассажирские самолёты. Также снятие санкций подразумевает отмену эмбарго на закупку иранской нефти. Именно этот вопрос является ключевым в отношениях России и Ирана. В связи с выходом второго на рынок, сырьё может сильно подешеветь, что для России не выгодно.

– На самом деле риски влияния иранской нефти на ситуацию с ценами на мировом рынке несколько завышены, – говорит Metro советник Института современного развития Никита Масленников. – У Ирана есть возможность достаточно быстро увеличить мировое предложение примерно на 300 тысяч баррелей в сутки, но не на миллион, как предполагается. Потому что для того, чтобы на эти объёмы выйти, Ирану нужно привлекать иностранные инвестиции для запуска месторождений. В 2016-м году можно ждать некоего увеличения поставок на внешние рынки, но нужно учитывать, что Иран столкнётся с жёсткой конкуренцией внутри нефтекартеля ОПЕК. Учитывая разгорающийся разрыв в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом, надеяться на компромисс пока трудно.

Для России в связи с отменой санкций открывается много перспектив, считает эксперт.

– До 2020 года мы можем существенно увеличить взаимный товарооборот, – говорит Масленников. – Пока он незначительный – около одного млрд долларов, но его вполне реально нарастить до пяти млрд. Иран заинтересован в поставках российской машиностроительной продукции, вероятны проекты по строительству железных дорог. Кроме того, Иран одним из первых наряду с Египтом предложил нам поставлять плодоовощную продукция взамен турецкой. Уже к весне этого года мы увидим иранские поставки. Есть и перспективы участия наших компаний в развитии нефтегазового сектора, хотя здесь мы понимаем, что выращиваем себе конкурента.