Если не будут приняты соответствующие поправки, то паралич может наступить сразу в ряде отраслей: от покупки авиабилетов, в том числе на маршруты по России (70% продаж осуществляется через зарубежные системы), и бронирования отелей до работы в иностранных соцсетях, приобретения товаров за рубежом и получения виз. Выполнить требования и перенести свои серверы в Россию смогут лишь единицы, остальные не захотят: слишком дорого, игра не стоит свеч, резюмируют эксперты.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет крупнейших перевозчиков страны) уже обратила внимание на свою проблему бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который готовит письмо президенту. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев сделает то же самое. Его предложение – смягчить закон, дав возможность хранить личные данные за рубежом, но с разрешения их владельца.

Эксперты не ставят под сомнение необходимость создания систем хранения данных в России, но удивляются установленным срокам. Инвенторные системы (обработка информации по авиакомпаниям и отелям) и GDS (объединение каналов в единую мировую систему) создавались в течение десятилетий, говорит Metro Александр Сизинцев, глава сервиса Biletix.

Среди крупнейших GDS – Amadeus, Sabre, Travelport, рассказывает он. Amadeus начала работу в 1986 году благодаря совместным инвестициям крупнейших европейских авиаперевозчиков. Sabre создана IBM и американскими авиакомпаниями в 1967 году. Становится очевидно, сколько времени и какой примерный объём инвестиций необходим, чтобы создать аналог GDS.

– В России же с нуля предложили сделать за два года, – отмечает он. – На аналогичную работу потребуется ещё как минимум 5–7 лет.

По словам Олега Пантелеева, главы аналитической службы «Авиапорта», простое создание центра обработки данных в России не решит проблемы безопасности (именно на это нацелен закон).

– Ведь к ним по-прежнему будут иметь доступ иностранцы, – говорит он. –  Самый реалистичный вариант – установить настройки при передаче информации между Россией и зарубежными серверами, при которых невозможно было бы отследить личные данные человека. И волки сыты, и овцы целы. Самый простой и, возможно, разумный – вывести гражданскую авиацию из-подюрисдикции российских законов, ведь по сути это международный сегмент.

Опрошенные эксперты надеются, что весной будет найден компромисс в виде послаблений к закону.

– Он был принят в период наибольшего напряжения в противостоянии России и Запада в качестве ответа на санкции. Во многом на эмоциях. Перспектива не была до конца проанализирована, а затем вступление закона в силу уже переносили, – отметил в разговоре с Metro представитель крупного туроператора. – Это может произойти повторно. Такой вариант, по нашим данным, обсуждается. Вопрос слишком важный.

В противном случае, полагает он, бизнес будет пользоваться имеющимися лазейками в законе. В частности, авиаперевозчики полагают, что персональные данные можно уничтожать после завершения операции. Другие эксперты указывают на то, что в документе есть исключения. В частности, речь идёт о случаях, когда внутреннее законодательство противоречит заключённым международным соглашениям. В данном случае некоторые отрасли (авиаперевозки, в частности) могут подпадать под такой случай.

– Закон создает препятствия для целых сегментов туристического бизнеса, – заключает Сизинцев. – Я считаю, что закон требует дополнений и уточнений, и надеюсь, что они ещё возможны.