Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года, т. е. до его 125-летия ещё три месяца, но уже 22 октября в широкий прокат выйдет фильм, посвящённый поэту. Само название картины отсылает к одноимённому стихотворению Мандельштама: «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма, / За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда...» Заглавную песню к картине написал популярный отечественный рэпер Noize MC. Он взял строчки из этого стихотворения и переложил их на рэп в припеве, а куплеты сочинил сам.

– Меня вдохновила эта история, поэтому песню написал быстро, – поделился с Metro рэпер. – Я смотрел фильм второй раз и второй раз плакал. Мне близок Мандельштам, моя любимая метафора: «Затолкай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей». Когда вышла его книга Tristia, критики отмечали, что непонятно, в какой век были написаны стихи. Мандельштам – поэт вне времени. 

Режиссёр фильма так объясняет столь современный подход к творчеству поэта: 

– Мандельштам просил сохранить его речь, а не законсервировать. Noize MC – выдающийся музыкант. Вполне себе поэт нового поколения. Не исключаю, что сопоставимого масштаба с Мандельштамом.

Трудно определить жанр фильма, это и не документальное, и не игровое кино, здесь есть архивные фотографии,  документы и анимационные отсылки на картины Малевича и Шагала,  на афише ленты указано: «Сочинение для кинотеатра со зрителем». Хотя титры гласят «Роли исполнили» – Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Мириам Сехон на экране не появляются. Они озвучивают кукол, которые изображают Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, Анну Ахматову и даже Сталина. Режиссёр решил превратить Мандельштама в куклу, потому что, на его взгляд, поэт, по сути, и являлся марионеткой в ту «людоедскую эпоху».

Первыми фильм посмотрели, как звёздные гости – Андрей Макаревич, Валентин Гафт, Леонид Парфёнов, так и литературоведы. 

– На мой взгляд, это несомненная удача! – считает профессор НИУ ВШЭ Олег Лекманов. – Фильм буквально пропитан любовью к Мандельштаму и его стихам, а это, конечно, главное. Много удачных творческих решений – весь «цветаевский» кусок, замечательный армянский эпизод, Мандельштам на берегу моря, всё это до сих пор стоит перед глазами. Чрезвычайно точно подобраны голоса: Чулпан Хаматова – Цветаева, Мириам Сехон (в молодости) и Инна Чурикова (в возрасте) – Надежда Мандельштам, Виктор Сухоруков – Мандельштам. Это прекрасные, снайперские попадания! Жаль, что Сухоруков несколько раз путает слова, когда читает стихи. Прекрасная концовка – рэп по мотивам мандельштамовского стихотворения «Сохрани мою речь... » смело и ярко подводит итоги размышлениям авторов о месте Мандельштама в современном обществе. Да, некоторые ходы кажутся вторичными, особенно много взято у гениального Андрея Хржановского. Да, иногда авторы слишком торопятся и спрямляют острые углы – им, например, хочется, чтобы поэт был стопроцентно прав в историях с Ольгой Ваксель и Аркадием Горнфельдом, хотя на самом деле всё было, как говорят, сложнее. Да, непонятно, зачем в фильме столько Венеции, где Мандельштам никогда не был (неужели так хотелось съездить и поснимать?). Да, Сталин никогда бы не стал говорить с Пастернаком на «ты» (как это показано в фильме), а стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...» ему, скорее всего, просто не решились показать (в фильме тиран обсуждает это стихотворение с Пастернаком). Но всё это мелочи в сравнении с теми, повторюсь, многочисленными и радостными удачами, которыми изобилует фильм Ромы Либерова. Всем рекомендую посмотреть!