Сегодня в Москве творческая группа "Территории" дала пресс-конференцию и рассказала журналистам о съёмках картины, которая выйдет в прокат на этой неделе – 16 апреля.

Фильм основан на культовом одноимённом романе Олега Куваева, изданном в СССР в 1974 году в журнале "Наш современник. Роман повествует об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Эта книга стала настольной для многих геологов.

Режиссёр фильма Александр Мельник по профессии гидролог. В свое время он объездил с экспедициями половину Советского Союза, работал на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Приморье. Роман Куваева был всегда с ним. Одна из задач, которую он когда-то поставил перед собой, была экранизация этой книги. 

– Во время съёмок ко мне чуть ли не каждый день подходили по очереди актёры со словами "мы переписали текст, так будет лучше". И каждый раз я отвечал: мы снимаем по Куваеву, – улыбаясь, рассказывает режиссёр фильма Александр Мельник. – Конечно, было сложно работать с литературным текстом, многое сегодня из текста звучит пафосно. Но мы старались передать настроение книги. На мой взгляд, нам это удалось.

Режиссёр Александр Мельник уверяет, что их фильм не имеет отношения к одноимённому советскому фильму 1978 года Александра Сурина с Донатасом Банионисом в главной роли.

– Картина "Территория" 1978 года неизвестна, потому что Сурину не удалось передать дух книги, а нам удалось, – утверждает Александр Мельник.

Несмотря на то, что дешевле было снять фильм на Аляске или в Исландии, Мельник настоял на том, чтобы вся группа отправилась именно на Чукотку. Всего было три экспедиции на Чукотку. Но, к примеру, Евгений Цыганов на съёмки в бухту Проведения прилетал через Аляску – так дешевле.  

Хотя картина повествует о золоте, Александр Мельник намекнул, что фильм вовсе не об этом: 

– Вы знали, что в мире осталось разведанного золота на 20 лет вперёд? Это золото, которое нашли вот такие же ребята, про которых мы рассказываем. Они делали это не ради обогащения, а ради будущего. Золото нужно не для обогащения, а для разработок, для ваших компьютеров, например. Мы превратились в общество потребления, а мы должны что-то делать для будущих поколений. Надеюсь, этот фильм вдохновит кого-то стать геологом, разведать что-то неизведанное. 

Егор Бероев согласен с режиссёром: 

– Мы сделали фильм, который даёт надежду поколению. 

По словам Мельника, все сцены снятые на Чукотке, давались огромным трудом. Сильнейшие порывы ветра, суровые декабрьские морозы, непроходимые места, короткий световой день. Замерзали камеры, приходилось их отогревать. Поэтому предпочли работать не с цифровыми, а с плёночными камерами. Но были в этом и свои плюсы – костюмерам и гримерам природа помогала: одежду актеров практически не фактурили, только немного смачивали водой. Стоило актерам выйти на улицу – вода на одежде замерзала и покрывалась снегом, бороды от горячего дыхания покрывались инеем, а снег и ветер корректировали образ, через некоторое время трескались губы и обветривались щеки, ничего не придумано, все по-настоящему - актеры превращались в бывалых полевиков.

– Наши актёры, как и персонажи, настоящие герои. Им приходилось жить в палатках по 20 человек в каждой, – с гордостью сообщил Александр Мельник. 

Герою Григория Добрыгина пришлось преодолеть вплавь широкую бурную реку. Снимали эту сцену в летней экспедиции на реке Муксун (плато Путорана), температура воды составляла +4 градуса С.  Сцена снималась в четырех разных местах на реке, на каждую переправу делался один дубль, так как Добрыгин не использовал дублера и выполнял трюк самостоятельно. Помог опыт и мастерство Григория: много лет он профессионально занимался плаванием.

А начинается фильм со сцены, где Григорию Добрыгину пришлось совершенно голым бежать по замерзшему озеру за собаками, которые по сюжету срываются и убегают. По словам Мельника, когда человек целый день бежит за собаками, его одежда промокает, и самый простой способ её высушить – положить на холод, поэтому спать ложатся голыми. И вот герой Добрыгина забыл пришпилить собак, и он проснулся, заметив, что собаки убежали, и он побежал за ними, не успев одеться.

– За эту сцену я бился, не хотел отдавать дублёру, хотел всё сделать сам, – поделился Добрыгин. – Это моё первое появление в таком виде на киноэкранах.  

– Как нарочно, в этот день было холодно, где-то - 35. Мы все переживали за Григория. Мы не могли поставить палатку, потому что её сдувало. Наши девушки-костюмеры пытались его согреть и всё думали, какую часть тела Добрыгина прикрыть, – смеётся Мельник. 

Добрыгин пошутил, что именно из-за этой сцены он и согласился на роль в фильме. После этого он покраснел и зажал лицо руками. И каждый раз когда вспоминали эту сцену, ему становилось неловко. Например, когда один из журналистов поинтересовался, как будут создатели фильма собираются привлекать зрителей, снова вспомнили про голого Добрыгина. 

Снято около 70 часов рабочего материала, затрачено 95 000 метров плёнки. В итоге, хронометраж фильма – 157 минут. Из этого получился бы сериал. На вопрос Metro, будет ли телеверсия, режиссёр ответил отрицательно: 

– Телеверсию мы делать не будем. В фильм вошло всё, что я хотел. Конечно, мне бы хотелось, чтобы фильм был больше, но это вопрос к кинопрокату.   

Егор Бероев пошутил: "Скоро на канале Дискавери выйдет цикл передач о "Территории" под названием "Выжить любой ценой".